Тайити Оно сформировал список из 7 типов потерь, о которых пойдет речь в серии статей «Бережливое производство и потери»:
- Дефекты
- Запасы
- Движение людей
- Перемещение материалов
- Ожидания
- Избыточная обработка
- Перепроизводство
В первых двух частях говорилось о дефектах и о запасах. В этой я опишу особенности третьего вида потерь, движения людей.
Движение людей
Поскольку люди редко перемещаются с места на место с пустыми руками, то этот вид потерь и следующий, перемещение материалов, часто если не путают, то смешивают друг с другом: вот идёт человек, тащит коробку с деталями — это движение людей или перемещение материалов?
Чтобы не путаться, я поясню, как я понимаю эту ситуацию и буду рассматривать движение людей уже исходя из этого пояснения.
Человек несёт коробку
В этом примере, который многие из нас могут наблюдать каждый день, а то и по многу раз, два вида потерь связаны, но один зависит от другого.
Чаще всего человек несёт коробку, потому что она нужна в другом месте. В этом смысле, сначала мы имеем перемещение материалов, которое, как причина, вызывает с помощью несложного заклинания (для поклонников поттериады дам точное название: «эйтытамотнесиэтоотсюдатуда») движение человека.
Не будь нужды переместить коробку в пространстве, человек бы тоже не стал двигаться с места на место. При этом для перемещения коробки в пространстве не всегда нужно движение человека — можно поставить ее на конвейер, на лифт, на транспортер, и она поедет сама, без вмешательства и движения человека.
Поэтому любой случай типа «человек несёт коробку» я буду рассматривать как пример перемещения материалов и буду делать это подробнее в следующей части. А здесь речь пойдёт о всех случаях, когда человек движется, но не переносит физически материалы или информацию.
Человек идет без коробки, то есть «с голыми руками»
Если отделить человека от коробки, то становится ясно, что движение людей, то есть движение человека без коробки, с голыми руками — это потери.
Я не говорю о легкой атлетике или о медитативных прогулках. Речь идет о деятельности, в которой вы так или иначе пытаетесь помочь клиенту получить то, что он хочет, и немного на этом заработать.
С таким ограничением, то есть, когда мы говорим о бизнесе, о бизнес-процессах, не важно — производственных (в которых есть физические предметы) или сервисных (где чаще всего есть только информация), человек, который движется куда-то с «голыми руками» — определённо признак потерь.
Как минимум, он теряет своё рабочее время. Как максимум, он уже что-то потерял и ищет, чтобы этим чем-то воспользоваться.
Итак, движение людей может включать:
- перемещение из одной точки в другую для выполнения разных работ, которые выполняются в разных местах
- поиск предмета: детали, сырья, компонента, инструмента, оснастки, документа (на бумаге)
- поиск информации: заказа, запроса, чертежа, задания, отчета, сведений о чем-либо, относящемся к работе
- поиск другого человека: начальника, подчинённого, исполнителя другой работы
В производстве кустарного типа, где нет непрерывного выполнения одной и той же операции, когда человек делает сначала одно, потом другое, затем третье, чаще всего можно наблюдать все варианты — первый, второй, третий и четвертый пункты
В производстве, на котором выпускается что-то более-менее серийно, вы скорее увидите второй и третий варианты
В сфере услуг, в небольшой компании — это первый, третий и четвертый варианты.
И наконец, в крупной компании из сферы услуг, это в основном третий вариант.
Что с этим делать?
План такой же простой, как и при работе с другими видами потерь:
- Определить ситуации возникновения потери, то есть движения людей (перемещение человека без коробки)
- Понять, с каким из подвидов (движение на другое рабочее место, поиск предмета, поиск информации, поиск человека) имеем дело
- Устранить причину, вынуждающую людей двигаться.
- Убедиться, что теперь движения людей нет (человек не перемещается без коробки)
Определяем движение людей
Чтобы понять, в какие моменты мы имеем дело с движением людей, достаточно проконтролировать, что делают руки человека в разные моменты времени. И тогда, когда в руках ничего нет и они не действуют — мы имеем случай перемещения человека без коробки, т.е. случай потери типа «движение людей».
Например, когда проводится работа по ускорению переналадки оборудования (внедрение быстрой переналадки или SMED), я рекомендую делать видеозапись работы операторов и/или наладчиков. И видеозапись нужно делать так, чтобы руки исполнителей работ всегда находились в кадре. В первую очередь, конечно, это нужно для того, чтобы понять, насколько эффективно организованы необходимые операции, но, во вторую очередь, эта видеозапись показывает и моменты ожидания или поиска инструмента или информации, т.е. моменты, когда возникают потери.
Нужно ли ходить за человеком с видеокамерой, чтобы увидеть, когда он «ходит без коробки»? Нет, не надо. Это видно невооружённым глазом так же хорошо, как и вооружённым, и если у вас нет цели наказать тех, кто больше всего времени проводит с пустыми руками, то достаточно просто понаблюдать за исполнителями со стороны.
Определяем подвид потери
Тут тоже всё достаточно просто:
- Если человек перешёл в другое место и начал делать что-то, что он до этого не делал, то мы имеем случай смены рабочего места.
- Если человек «походил-походил», взял какой-то предмет и вернулся с ним в исходную точку своего путешествия — это поиск какого-то предмета
- Если человек «походил-походил», и вернулся с документом, информацией, или вообще без всего и начал что-то делать, значит он искал информацию (в последнем случае до рабочего места он донес ее просто в голове)
- И, наконец, если человек «походил-походил», поговорил с кем-то и вернулся — то это были поиски человека. Хотя он мог искать его и для того, чтобы найти информацию. В общем, если потом второй человек начал делать «что-то другое», что не делал до встречи — то это был случай поиска человека, чтобы ему что-то поручить, или сообщить. А если второй человек вернулся после встречи и разговора с тем, за кем вы наблюдаете, к своей прежней деятельности, то это была часть поиска предмета или информации, и тогда надо смотреть, с чем ваш объект наблюдения вернётся назад — с чем-то (предмет) или с пустыми руками (информация).
Устраняем причину возникновения движения людей
Вот тут можно много чего рассказать о том, как устраняются причины движений. Постараюсь сделать краткий обзор, чтобы не уходить в совсем глубокие детали.
Перемещение на другое рабочее место
Очевидно, чтобы человек не перемещался с одного рабочего места на другое, нужно сделать так, чтобы у него не возникало такой потребности. Например, надо эти рабочие места совместить (или разместить как можно ближе друг к другу. «Как можно ближе» означает, что вы должны использовать те возможности, которые у вас есть на данный момент, не надо строить новое производственное здание только оттого, что сотрудники ходят туда-сюда). Другой вариант решения — выделить двух человек, чтобы каждый работал на своем рабочем месте и не испытывал необходимости ходить туда-сюда. Это, конечно, возможно не всегда, а только тогда, когда работы и там и там достаточно для того, чтобы нагрузить двоих человек, однако периодически такие примеры можно встретить.
Поиск предмета
Самый лучший способ избавиться от поисков предметов — сделать очевидным то, где они находятся. Визуализация, стандартизация, регламенты рабочих процессов — всё это может помочь сделать рабочее пространство более очевидным и избавить от необходимости что-то искать.
Почему мы ищем этот предмет?
Потому что мы не знаем, где он находится.
Почему мы это не знаем?
Потому что он может:
- быть где угодно
- лежать не на своем месте
- скрываться за другими предметами
- отсутствовать, хотя мы этого и не знаем
Организуем стационарное и видимое с одной попытки место расположения предмета, организуем процесс так, чтобы предмет всегда оказывался в этом месторасположении, и, в общем-то, почти всё. (хотя сделать это не так просто, как написать).
Поиск информации
Тут то же самое — информацию нужно визуализировать — то есть сделать ее наглядной, ясной, видимой.
А причины поиска те же:
- информация может находиться где угодно
- находиться не на своем месте
- скрываться в другой информации
- отсутствовать, хотя мы думаем, что информация у нас есть
И тут тоже действия достаточно простые: самую важную информацию нужно выносить в зону прямой видимости исполнителей — на мониторы, экраны, стены, плакаты, информационные доски, табло и так далее.
Поиск человека
Тут две причины поиска:
- неизвестно, кто именно нужен
- неизвестно, где находится тот, кто нам нужен
Соответственно, нужно ясно идентифицировать необходимого нам человека, чтобы не узнавать, кто именно нам нужен, и сделать так, чтобы было известно, где он находится в каждый произвольный момент времени.
В советские времена на киосках с квасом ставили табличку: «ушла сдавать кассу» — простой способ показать, где тебя найти (не для всех, а для тех, кто достаточно важен, чтобы знать, где «сдают кассу»).
Пример решения проблемы с движением человека
В одной компании мы обсуждали проблему, связанную с тем, что рабочие часто вынуждены нарезать круги по цеху в поисках мастера, который может дать ответ на их вопрос.
Обсуждение решений шло в плоскости технических средств связи:
«нам нужны телефоны для сотрудников»
«здесь сотовая связь плохая»
«может быть рации»
«кто за ними будет следить?»
«а если использовать не сотовые телефоны, а DECT?»…
В один момент я прервал обсуждение и задал вопрос:
— Скажите, а зачем вы ищите этого человека?
И получил такой ответ:
— Он один знает, какой полуфабрикат можно отправлять дальше по производственному процессу.
— То есть, вы ищите не человека, а информацию в его голове?
— Получается, что да.
— А почему бы не вынуть эту информацию у него из головы?
— Так мы не можем его найти, чтобы это сделать…
— Нет, вы не поняли. Если бы эта информация была не в его голове, а где-то в другом месте, где вы могли бы узнать, какой полуфабрикат можно отправлять дальше по производственному процессу, вы смогли бы обойтись без этого человека?
— Ну, так то конечно, мы бы его не искали…
— Тогда почему вы не сделаете так же, как на соседнем участке, где у вас специально висят мониторы и показывается, какой именно полуфабрикат нужно пускать в процесс?
В общем, как оказалось, нужны не телефоны для связи с человеком, а нужно сделать очевидной информацию, которой владел в тот момент только этот человек. И если это сделать — то не нужно будет искать этого человека и тратить на это время.
В завершение
Мне хотелось бы услышать и другие примеры потерь типа «движение людей», которые я не охватил в этой заметке. Если у вас есть такие — оставьте комментарий к заметке.
Следующие потери я опишу отдельно, следите за новостями на сайте.
Фото — не коллаж, и там нет приведения. Просто снято неопытной рукой со слишком длинной выдержкой…
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Дмитрий says
Очень подробный и хороший пример!
Дмитрий says
1. Валерий, если человек несет коробку с деталями, то понятно, что это перемещение материалов.
А если он несет техпроцесс, сменно-суточное задание, инструмент?
2. А как быть микроэлементными движениями (НОТ БСМ):
— взять (В)
— ходить (Х)
— повернуть туловище (ПТ)
Валерий Казарин says
1. Какому покупателю iPhone интересно, чтобы китайские рабочие на сборочной линии Foxxcon что-то там носили? Техпроцесс производства смартфонов, сменно-суточное задание или инструмент? У них там что, инструмента мало? Пусть лучше больше телефонов выпускают, чем на инструменте экономят. 😉
2. Насколько я понимаю, НОТ БСМ имеет две цели (поправьте, потому как я профан): посчитать время цикла для операции для целей балансирования загрузки рабочих, или для целей планирования, и посчитать трудоемкость для превращения ее в зарплату.
Какие из этих операций ценны с точки зрения клиента? Никакие. Даже «навинтить на винт гайку» можно при желании признать потерей, несмотря на то, что гайка с винтом фиксируют две детали.
Ваш вопрос, на самом деле, хорош, потому что заставляет задуматься именно об этом — что же ценно из действий рабочего. И кажется, что «взять» или «повернуть туловище» может быть ценным.
Но потом я вспомнил пару примеров.
В одном мы «удалили» из последовательности микродвижений «посмотреть, где находится деталь», чтобы потом взять её из кучи. Я профан в НОТ БСМ, поэтому мне сложно дать точное название, но я думаю, вы поняли, о чем речь — когда на сборочной операции человек ищет детали, разложенные на столе. В той работе мы избавили его от необходимости отрывать взгляд от сборки. Значит даже такое действие, как «посмотреть», (а это тоже движение человека, ведь он движет глазными мышцами) может быть лишним, может быть потерей.
В другом случае я сидел несколько дней на сборочной линии и думал, как ускорить работу по наживлению деталей вручную, перед тем, как затягивать их соединения на станках. Придумал, как сократить цикл на одно движение руки того самого типа «взять». Ценность моей работы осталась? Да, потому что конечный результат изменился. Так что же я тогда удалил из моего процесса, как не потерю?
Вывод, который я могу сформулировать — даже микродвижения — это всё равно потери. Хотя, пока производство не имеет характер серийного, скорее всего это будет мало кого интересовать, т.к. в несерийном или малосерийном производстве много гораздо более масштабных потерь.
Дмитрий says
1. Это в начале смены очень на многих предприятиях происходит. Попробую уточнить Ваше определение:
Если человек несет, везет, волочет, катит, основной материал — предмет труда (заготовки, детали, и т.д., что будет обрабатываться) — это потери на перемещение материалов.
Если человек идет с пустыми руками или несет техпроцесс, сменно-суточное задание, инструмент, вспомогательный материал (смазку, перчатки, каску и т.д.)
— это потери на движение работника.
2. Насколько я понимаю, НОТ БСМ имеет две цели (поправьте, потому как я профан): посчитать время цикла для операции для целей балансирования загрузки рабочих, или для целей планирования, и посчитать трудоемкость для превращения ее в зарплату — НЕТ!
Цель — повысить эффективность труда, устранить ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ РАБОТНИКА, ЛИШНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ, УБРАТЬ ОЖИДАНИЕ! Мы всю работу на РМ делили на 4 вида: полезная работа, вспомогательная, ожидание, потери — цвет: соответственно зеленый, желтый, оранжевый, красный.
Причем, что интересно, что можно смоделировать будущее состояние.
Так как есть нормы времени на микродвижения.
2а. «Значит даже такое действие, как «посмотреть», (а это тоже движение человека, ведь он движет глазными мышцами) может быть лишним, может быть потерей.»
Перевести взгляд (ПВ) на 100 мм — 0,258 с,
Перевести взгляд (ПВ) на 1000 мм — 0,606 с.
2б. «Вывод, который я могу сформулировать — даже микродвижения — это всё равно потери. Хотя, пока производство не имеет характер серийного, скорее всего это будет мало кого интересовать, т.к. в несерийном или малосерийном производстве много гораздо более масштабных потерь.»
А если это узкое место производства?
Валерий Казарин says
Дмитрий, я на вскидку не могу вспомнить штучного или позаказного производства, для которого узким местом были бы именно микродвижения. Буду благодарен за пример, по которому видно — весь поток отточен, а вот в микродвижениях проблема. На моей практике обычно в несерийном производстве проблемы либо на стадии приема заказа, либо на стадии подготовки производства, либо производство происходит без готовой технологии и специалисты тратят много времени на эксперименты, а не на микродвижения. Но, возможно, вам известен подходящий пример.
Да. Потери микродвижения — они всё равно потери, в любом случае, это точно. Бороться только с ними может быть не всегда в первую очередь надо… В ситуации «у нас сборщик тратит 5 минут на работу, которая занимает 2 минуты», но при этом «подписание договора — 2 недели» я бы делал ставку на сокращение цикла подписания договора. В частной компании. В госкомпаниях, конечно, менять процедуры можно только имея 1000 лет жизни в запасе. 😉
Сергей says
Добрый день. Для подачи комплектующих на сборочные линии мы используем тягач с 4мя составами. Расстояние от тягача до последней телеги 10 метров, водитель тягача приезжает на сборочную линию, останавливает тягач в четко определенном месте, расчитанным для минимального перемещения контейнеров с состава на подставки у линии, но вот потеря, которую можно устранить лишь применение LCA, на что нет инвестиций, да и врядли они появятся (низкая стоимость рабочей силы в России), так это перемещение водителя от тягача к последнему вагону. Да, конечно можно разместить какую то деталь на 1ой телеге для рабочего места , ра положенного напротив 4ой телеги , но это лишь замена одной потери на другую и издевательство над водителем.