Предлагаю вашему вниманию видеозапис экскурсии на Минский Тракторый Завод, снятую 3 марта 2018 года Дмитрием Гавриловым.
Видео начинается с осмотра площадки, на которой выставлены собранные на МТЗ тракторы марки «Беларус», а сама экскурсия по цехам начинается с 7 минуты 50 секунды записи и заканчивается на 26 минуте 45 секунде. Видео ниже настроено на показ с 7:50.
Интересный факт: из прогулки по площадке с тракторами можно узнать, что на большие тракторы модели 3522 ставится двигатель Caterpillar.
На предприятии работает 16840 человек.
Что можно увидеть из особенностей организации производства (по порядку появления в кадре):
- имеется цветовая маркировка пространства — пол местами выкрашен в зеленый и красный цвет, есть разметка для транспорта
- в цеху перемещение деталей осуществляется на деревянных палетах и в широко распространённых железных контейнерах «под вилочный погрузчик»
- уборка пространства осуществляется специальными моющими машинами (сборочный цех-то огроменный)
- пространство не выглядит захламленным, вдоль сборочной линии — организованные ряды хранения деталей, без завалов, но вот количество деталей в контейнерах не выглядит расчитанным до одной штуки.
- вообще, всё выглядит так, будто цех стоит, как минимум — обед, т.к. на конвейере большинство тракторов просто «стоят». Но местами попадаются работающие люди, и это создаёт странное впечатление…
- на контейнерах с деталями не видно маркировки — либо документы на партию расположены так, что с прохода их не видно, либо их нет, и тогда это означает, что рабочие находят нужные детали по внешнему виду.
11:00 Цех изготовления деталей для КПП
- огроменный контейнер с несчитанными деталями на переднем плане в первой же сцене из этого цеха
- интересные контейнеры-горки для готовых деталей
- показана система визуализации состояния цеха — два компьютера, которые показывают статус всех станков в цеху
- экскурсовод порадовал тем фактом, что точность изготовления деталей коробки переключения передач достигла того уровня, когда детали не подгоняются одна к другой («раньше мы связывали их в пару»), а взаимозаменимы в любых комбинациях
- на 17:53 в кадре видно большие цеховые запасы полуфабрикатов — по словам эскурсовода запас достаточен для автономной работы в течение трех дней
- на девятнадцатой минуте видно цикл работы станка и ожидающего окончания его работы рабочего, который выполняет функции подающего механизма
- фактически, в цехе изготовления деталей для КПП нет разметки под колёсные тележки с деталями — где они должны стоять у каждого станка, соответственно, непонятно, сколько их должно быть, и на какую продолжительность работы хватит того, что сейчас уже есть в цехе
- 22:45 нравоучительная история о пользе лазерной маркировки деталей для ремонта в поле
- 24:36 о процессе контрольного обмера деталей
Сам видеотур по МТЗ можно посмотреть здесь:
В целом я бы оценил организацию МТЗ на очень высоком уровне (многие российские заводы, даже внедряющие бережливое производство, еще могут позавидовать такому порядку), однако видно, что есть еще способы повысить эффективность этого производства.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…