• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое воспитание детей

Бережливое воспитание детей

05.11.2018 Автор: Валерий Казарин 2 комментария Тема: Бережливое производство

Три года назад я опубликовал забавную заметку Томаса Ринера о бережливом фермерском хозяйстве.

В ней говорилось о том, что если фермер сможет определить ценность тех или иных ситуаций или действий не только для себя, но и для выращиваемых им животных, то это может существенно изменить подход к ведению хозяйства. В качестве примера он приводил историю о том, как он дал своим свиньям свободу рыть землю, и в итоге почти без усилий получил свободное от кустарника и поросли пространство.

До последнего времени я относился к идее Ринера не совсем серьёзно, но одна история заставила меня через много лет вспомнить эту статью и переоценить степень её «забавности».

Ребёнок двух лет, который, по большому счёту, ещё не может считаться сознательным членом общества, во время прогулки решил выйти за знакомые ему границы. Игровая площадка — штука интересная, но ведь мир ею не заканчивается, и вот ребёнок чешет к забору навстречу неизведанному.

Забор — не лучшее творение мысли строителей, хотя бы потому, что начинается в полуметре от земли. За забором — дорога, куда, по идее, этот самый забор и должен перекрывать дорогу мелким сорванцам.

Что делает обычный родитель в такой ситуации? Кричит «Петечка (или Танечка), нельзя! Я КОМУ СКАЗАЛ НЕЛЬЗЯ!!!»

Петечка или Танечка, в зависимости от результата противопоставления авторитета родителя и воли к свободе, останавливают свой пыл и возвращаются, либо всё-таки пытаются достичь свободы, попадают в руки к настигающему родителю и получают на орехи.

«Но что бы сделал бережливый родитель?»

Прежде всего подумал бы о ценности, которую может получить ребёнок в этой ситуации. Пускать под забор, конечно, не вариант. Ребёнок может огрести массированный удар опытом, местами малосовместимый с жизнью, поэтому нормальный родитель, бережливый или небережливый, не будет допускать своего ребёнка до такого опыта. С другой стороны, у двухлетнего ребенка может вообще не быть опыта взаимодействия с заборами. А это же тоже опыт, практически бесценный в данном возрасте.

Что может сделать бережливый родитель? Нагнать ребёнка до забора, и перехватить, так сказать, инициативу. Ребёнок не встречался с забором? Значит он может не знать, что бывает, если, например,… постучать в него!

«Смотри, какой звук!» — сказал родитель, постучал ладонью в забор и уставился на ребёнка.

Забор издал тот еще звук бренчащего на ветру жестяного листа. Ребёнок удивился и попытался повторить, постучав в забор кулачком.

Звук повторился, потом еще раз, еще и еще раз, и так до тех пор, пока ребёнок не освоился с новым опытом и не переключил внимание на что-то другое.

В чем ценность? В новом опыте, отложившемся в сознании ребёнка: если в забор постучать, то он загремит. Кто из нас не стучал по забору в более «зрелом» возрасте, например лет в пять или в семь? А кто стучал в два года? Это же забавно! Это же «свежо» и оригинально!

В чем ценность для родителя? Ребёнок цел, воплей возмущения нет, родитель доволен, он тоже получил кусок своей ценности (избежал опасной ситуации и набрал пару дополнительных очков авторитета), все счастливы.

А что может быть сутью бережливого воспитания? Отнюдь не идея «давайте научим детей бережливому производству, чтобы потом они, после колледжей и вузов попадали на предприятия подготовленными к участию в работе по совершенствованию предприятия», а идея «давайте давать больше ценности детям и учить их делать то же самое для тех, кто их окружает».

Чем больше мы создадим друг для друга ценности, тем богаче и насыщенней будут наши жизни.

Из советского прошлого

Когда ЗОЖ только становился модной темой, было не так уж и много агитаторов за здоровое питание, здоровое воспитание и спортивный образ жизни. Была известная семья Никитиных, на опыте которой официальные СМИ рассказывали, чем ЗОЖ может быть полезен. И глава семьи в одной из передач как-то рассказал, как он объяснил своему сыну опасность электрического тока.

Во-первых, конечно же, много раз сказал, что электричество опасно, и что совать пальцы в розетку нельзя.

Но ребёнок же не знает, чем именно это опасно и до какой степени нельзя. Поэтому когда-то должно было случиться «во-вторых».

И вот, как он рассказывал, делает что-то в гараже и краем глаза видит, как сын тянется к розетке… То, что глава семейства сделал потом, я запомнил, наверное, навсегда, и много раз вспоминал, размышляя, насколько это верно или неверно.

Папаша включил что-то в другую розетку (не помню деталей из-за давности истории), что должно было увеличить нагрузку на электрическую сеть в гараже и просадить напряжение, сын таки сунул пальцы в розетку и схлопотал свой первый удар током, но не такой сильный и не такой страшный, как это могло бы быть «в неконтролируемой ситуации».

Главу семейства многие потом осуждали за такой поступок. Но я бы сказал, что сыну повезло. Меня в подобной ситуации никто в детстве не спасал, и руки дрожали потом еще очень долго. Всё-таки 220 вольт и 1 ампер — это очень прилично для детского организма.

Поделитесь своим опытом

У вас есть опыт бережливого воспитания? Поделитесь в комментариях к заметке…

Кому это может быть интересно

PressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-MediumPressFoto_1270671-Medium
Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • ant-rozetsky-plant
    Какие проблемы могут возникнуть при внедрении 5S
  • Interior,Of,Large,Workshop,Of,Contemporary,Furniture,Factory,With,Workplaces
    Как наличие спроса или сырья влияет на OEE
  • butterfly-valve
    Подготовка производства. 2. Как сделать один продукт
  • mistake-proof_2
    Достижение метода ZQC. Часть 2. Методы пока-йоке
  • source-inspection_2
    Достижение метода ZQC. Часть 5. Встреча с проверками…
  • scientist configures control panel
    Подготовка производства. 3. Как сделать один продукт хорошо

Ключевые слова: бережливое воспитание, Специалист, Студент, ценность, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментарии

  1. Ильдар says

    17.06.2019 at 07:55

    Ребенок решил после 9 класса покинуть родителей и уехать учиться в колледж. Проблема в том, что он даже не определился куда и на кого хочет пойти, потому мы были взволнованы. Эти годы учебы в колледже могут быть безвозвратно потерянными. Объяснять, что это неразумно и не целесообразно было бесполезно, тем более, что его друзья также собрались уезжать из отчего дома.
    Пришла мысль визуализировать возможное будущее учебы в колледже, я купил два билета на самолет и мы отправились в с ним на разведку. Воспользовавшись тем, что ребенок вообще не ориентировался в профильных УЗ, я выбрал самый старый техникум/колледж, самую нудную специализацию. Мы побродили по мрачным коридорам этого УЗ, посмотрели на студентов, заглянули в общежитие, пообщались с преподавателями и с небольшим чувством разочарования покинули его. После этого, как бы невзначай я предложил заехать в университет, в котором я учился; мы проделали тот же маршрут, что и в колледже, зашли ко мне на кафедру и пообщались с моими преподавателями, и наконец, в качестве бонуса, я угостил ее вкусным обедом в кафе при университете. Не прошло и пяти минут как мы покинули университет, как ребенок строго заявил, что не намерен терять время в колледже на непонятную специализацию, что он увидел громадную разницу ВУЗА и ТУЗА, и что ему нужно готовиться к поступлению в университет.
    Цель была достигнута! Ура!

    Ответить
    • Валерий Казарин says

      17.06.2019 at 09:55

      Пример визуализации отличный — всегда полезно вживую посмотреть, сравнить. Добавляет понимания. Но некоторый «осадочек» после этой истории всё-таки остаётся, т.к. с «уровнем» ТУЗа вы сманипулировали. По-честному, стоило показать хороший техникум/колледж и хороший университет/институт и дать возможность выбрать. Возможно, разница будет не столь существенной, но мне кажется, вполне достаточной. Родители, конечно, люди кровно заинтересованные, но через сколько лет вы решитесь рассказать эту историю своему ребёнку? 😉

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

Случайная цитата

Многие пытаются составить «правильную», максимально детальную карту, хотя цель ее создания – увидеть, что порядок вещей далек от правильного. Временами сбору данных о реальной ситуации очень мешает отсутствие стандартизации на рабочих местах. Не отчаивайтесь! Цель составления карты текущего состояния – понять сущность текущих процессов, с тем чтобы определить, каким должно быть будущее состояние.

— Джеффри Лайкер, Дэвид Майер, Практика Дао Toyota, стр. 79

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти