Три года назад я опубликовал забавную заметку Томаса Ринера о бережливом фермерском хозяйстве.
В ней говорилось о том, что если фермер сможет определить ценность тех или иных ситуаций или действий не только для себя, но и для выращиваемых им животных, то это может существенно изменить подход к ведению хозяйства. В качестве примера он приводил историю о том, как он дал своим свиньям свободу рыть землю, и в итоге почти без усилий получил свободное от кустарника и поросли пространство.
До последнего времени я относился к идее Ринера не совсем серьёзно, но одна история заставила меня через много лет вспомнить эту статью и переоценить степень её «забавности».
Ребёнок двух лет, который, по большому счёту, ещё не может считаться сознательным членом общества, во время прогулки решил выйти за знакомые ему границы. Игровая площадка — штука интересная, но ведь мир ею не заканчивается, и вот ребёнок чешет к забору навстречу неизведанному.
Забор — не лучшее творение мысли строителей, хотя бы потому, что начинается в полуметре от земли. За забором — дорога, куда, по идее, этот самый забор и должен перекрывать дорогу мелким сорванцам.
Что делает обычный родитель в такой ситуации? Кричит «Петечка (или Танечка), нельзя! Я КОМУ СКАЗАЛ НЕЛЬЗЯ!!!»
Петечка или Танечка, в зависимости от результата противопоставления авторитета родителя и воли к свободе, останавливают свой пыл и возвращаются, либо всё-таки пытаются достичь свободы, попадают в руки к настигающему родителю и получают на орехи.
«Но что бы сделал бережливый родитель?»
Прежде всего подумал бы о ценности, которую может получить ребёнок в этой ситуации. Пускать под забор, конечно, не вариант. Ребёнок может огрести массированный удар опытом, местами малосовместимый с жизнью, поэтому нормальный родитель, бережливый или небережливый, не будет допускать своего ребёнка до такого опыта. С другой стороны, у двухлетнего ребенка может вообще не быть опыта взаимодействия с заборами. А это же тоже опыт, практически бесценный в данном возрасте.
Что может сделать бережливый родитель? Нагнать ребёнка до забора, и перехватить, так сказать, инициативу. Ребёнок не встречался с забором? Значит он может не знать, что бывает, если, например,… постучать в него!
«Смотри, какой звук!» — сказал родитель, постучал ладонью в забор и уставился на ребёнка.
Забор издал тот еще звук бренчащего на ветру жестяного листа. Ребёнок удивился и попытался повторить, постучав в забор кулачком.
Звук повторился, потом еще раз, еще и еще раз, и так до тех пор, пока ребёнок не освоился с новым опытом и не переключил внимание на что-то другое.
В чем ценность? В новом опыте, отложившемся в сознании ребёнка: если в забор постучать, то он загремит. Кто из нас не стучал по забору в более «зрелом» возрасте, например лет в пять или в семь? А кто стучал в два года? Это же забавно! Это же «свежо» и оригинально!
В чем ценность для родителя? Ребёнок цел, воплей возмущения нет, родитель доволен, он тоже получил кусок своей ценности (избежал опасной ситуации и набрал пару дополнительных очков авторитета), все счастливы.
А что может быть сутью бережливого воспитания? Отнюдь не идея «давайте научим детей бережливому производству, чтобы потом они, после колледжей и вузов попадали на предприятия подготовленными к участию в работе по совершенствованию предприятия», а идея «давайте давать больше ценности детям и учить их делать то же самое для тех, кто их окружает».
Чем больше мы создадим друг для друга ценности, тем богаче и насыщенней будут наши жизни.
Из советского прошлого
Когда ЗОЖ только становился модной темой, было не так уж и много агитаторов за здоровое питание, здоровое воспитание и спортивный образ жизни. Была известная семья Никитиных, на опыте которой официальные СМИ рассказывали, чем ЗОЖ может быть полезен. И глава семьи в одной из передач как-то рассказал, как он объяснил своему сыну опасность электрического тока.
Во-первых, конечно же, много раз сказал, что электричество опасно, и что совать пальцы в розетку нельзя.
Но ребёнок же не знает, чем именно это опасно и до какой степени нельзя. Поэтому когда-то должно было случиться «во-вторых».
И вот, как он рассказывал, делает что-то в гараже и краем глаза видит, как сын тянется к розетке… То, что глава семейства сделал потом, я запомнил, наверное, навсегда, и много раз вспоминал, размышляя, насколько это верно или неверно.
Папаша включил что-то в другую розетку (не помню деталей из-за давности истории), что должно было увеличить нагрузку на электрическую сеть в гараже и просадить напряжение, сын таки сунул пальцы в розетку и схлопотал свой первый удар током, но не такой сильный и не такой страшный, как это могло бы быть «в неконтролируемой ситуации».
Главу семейства многие потом осуждали за такой поступок. Но я бы сказал, что сыну повезло. Меня в подобной ситуации никто в детстве не спасал, и руки дрожали потом еще очень долго. Всё-таки 220 вольт и 1 ампер — это очень прилично для детского организма.
Поделитесь своим опытом
У вас есть опыт бережливого воспитания? Поделитесь в комментариях к заметке…
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Ильдар says
Ребенок решил после 9 класса покинуть родителей и уехать учиться в колледж. Проблема в том, что он даже не определился куда и на кого хочет пойти, потому мы были взволнованы. Эти годы учебы в колледже могут быть безвозвратно потерянными. Объяснять, что это неразумно и не целесообразно было бесполезно, тем более, что его друзья также собрались уезжать из отчего дома.
Пришла мысль визуализировать возможное будущее учебы в колледже, я купил два билета на самолет и мы отправились в с ним на разведку. Воспользовавшись тем, что ребенок вообще не ориентировался в профильных УЗ, я выбрал самый старый техникум/колледж, самую нудную специализацию. Мы побродили по мрачным коридорам этого УЗ, посмотрели на студентов, заглянули в общежитие, пообщались с преподавателями и с небольшим чувством разочарования покинули его. После этого, как бы невзначай я предложил заехать в университет, в котором я учился; мы проделали тот же маршрут, что и в колледже, зашли ко мне на кафедру и пообщались с моими преподавателями, и наконец, в качестве бонуса, я угостил ее вкусным обедом в кафе при университете. Не прошло и пяти минут как мы покинули университет, как ребенок строго заявил, что не намерен терять время в колледже на непонятную специализацию, что он увидел громадную разницу ВУЗА и ТУЗА, и что ему нужно готовиться к поступлению в университет.
Цель была достигнута! Ура!
Валерий Казарин says
Пример визуализации отличный — всегда полезно вживую посмотреть, сравнить. Добавляет понимания. Но некоторый «осадочек» после этой истории всё-таки остаётся, т.к. с «уровнем» ТУЗа вы сманипулировали. По-честному, стоило показать хороший техникум/колледж и хороший университет/институт и дать возможность выбрать. Возможно, разница будет не столь существенной, но мне кажется, вполне достаточной. Родители, конечно, люди кровно заинтересованные, но через сколько лет вы решитесь рассказать эту историю своему ребёнку? 😉