Примерно полгода назад в офисе одной крупной компании мне попалась на глаза брошюра, в которой рассказывалось о том, как нужно действовать, если вас в этом офисе застал пожар.
Брошюра подробная и детальная. Целых 20 страниц, включая разделы теоретических сведений типа «Динамика развития пожара» и «Психологические особенности поведения человека на пожаре».
Моё внимание неожиданно выхватило из всего содержания один пункт (тем более, что он был заранее выделен красным цветом). На основе этого пункта я бы и хотел описать, что еще «не так» обычно в наших любимых рабочих инструкциях.
Полную версию раздел 6 «Рекомендуемые варианты поведения при пожаре» приводить не буду. Он занимает три страницы, последний пункт — 6.10., кроме того в разделе действительно есть два варианта поведения (п.п. 6.4.1.-6.4.7. и 6.5.1.-6.5.8.).
Однако самое главное решение, от правильности которого, в первую очередь, будет зависеть ваша жизнь и возможные варианты дальнейших действий, записано одной, пусть и красной строкой:
«Определите для себя, выходить или не выходить.»
Всего одна строчка. Затем почти три страницы о том, что делать, когда вы уже решили — бежать или оставаться, но о том, как принимать такое решение — ни одного слова.
Если вы знакомы с методикой «рабочий инструктаж» из программы TWI «Обучение в производстве», то знаете, что каждое действие в операции должно быть дополнено (при необходимости) следующими сущностями:
- ключевые моменты, т.е. на что нужно обращать внимание, когда вы выполняете это действие
- причинами, по которым эти ключевые моменты вообще выделены, и почему на них надо обращать особое внимание.
На что нужно обращать внимание, когда вы пытаетесь «определить для себя, выходить или не выходить»? Честно говоря, я не специалист по пожарной безопасности, и мне сложно об этом сказать. Но наверное есть какие-то признаки или симптомы, которые можно использовать в качестве триггеров при таком выборе. Например «насколько высока температура по пути движения к выходу», или «сколько глухих помещений или коридоров нужно будет преодолеть на пути к выходу» и так далее…
Естественно, без ключевых моментов невозможно и говорить о том, почему они выделены.
Но определённо, мне хотелось бы иметь инструкцию к первому пункту, а не ко всем остальным. Потому что если я не имею инструкции и пытаюсь что-то там определить, то на основании чего я буду принимать решение? На основании интуиции и страха плюс смутных догадках о том, стоит или не стоит покидать помещение в случае пожара.
Интуиция и страх — не лучшие помощники в случае пожара, т.к. если вы прислушиваетесь именно к ним, то велика вероятность, что вы начнёте действовать на основании эмоций, а не логических рассуждений. А от эмоций до паники и травм дорога совсем короткая.
На самом деле это очень показательный пример того, как делаются рабочие инструкции, должностные обязанности и прочие документы, которыми сотрудники пользуются в ходе своей работы.
Какая логика видна в описании действий при пожаре? Кто писал эту инструкцию? Скорее всего это был человек, который либо сам является пожарным, либо долгое время проводит обучение на тему того, как действовать в случае пожара.
С точки зрения пожарного, человека, который спасает погорельцев из огня, инструкция для этих самых погорельцев, которых он встречает где-то внутри здания, должна давать четкие определения, как действовать в той или иной ситуации. Если ты идешь к выходу — иди так, а не иначе, действуй так, а не эдак, иначе пожарный найдёт не живого человека, а угоревший или обуглившийся труп. Если ты сидишь в комнате — повышай свои шансы пережить пожар таким и таким образом, иначе пожарный не успеет до тебя добраться, пока ты жив и более-менее здоров.
Пожарные не сталкиваются с ситуацией, когда спасаемый еще не решил, сидеть или бежать, поэтому они не могут дать советов в этой ситуации. Они могут подсказать, как повысить шансы на выживание в обоих случаях, да еще как действовать, чтобы не помешать спасателям вас спасать.
Очевидно, что не хватает взгляда «глазами человека, который неожиданно обнаружил вокруг себя пожар».
Если вернуться к обычным рабочим инструкциям и должностным обязанностям, то они сплошь и рядом наполенны общеизвестными банальностями и представляют собой почти абсолютный вакуум из осмысленных рекомендаций. Часто составители инструкции исходят из предположения, что «специалист и так знает, как и что делать». Поэтому самые важные действия описываются одной-двумя строчками, критически важные аспекты работы не выделяются, а содержание остаётся на уровне «рабочий должен работу работать».
У вас есть такая проблема? Свяжитесь со мной, чтобы организовать работу по разработке и внедрению реально действующих рабочих инструкций, стандартов выполнения операций, должностных обязанностей.
Использованные материалы
В заметке использована выдержка из инструкции для работников по действиям в случае пожара одной известной компании «К».