Предлагаю вашему вниманию еще одну статью по итогам прошедших событий от Андрея Крота.
Корпорация развития Московской области 28.05.2019 года организовала пресс-тур на тему «Подготовка квалифицированных специалистов для резидентов Московской области на примере инвестпроекта Mercedes-Benz и АО «Международный аэропорт «Шереметьево». В рамках тура была проведена экскурсия по новому, запущенному в работу 03.04.2019 года, первому в России заводу Mercedes-Benz, который расположен в индустриальном парке «Есипово», и Колледжу «Подмосковье», который в рамках совместной программы готовит специалистов для работы на заводе. Интересные моменты с мероприятий – в моем репортаже.
Mercedes-Benz
Новое предприятие, построенное на месте, где еще 2 года назад находился лес, впечатляет. 95 000 квадратных метров, новые современные корпуса, развитая инфраструктура для работников. На заводе все так, как и должно быть на предприятиях с немецкими корнями – четко, аккуратно, педантично.
Проект был реализован менее чем за 2 года, инвестиции в предприятие – 15 млрд. рублей. Планируемое количество рабочих мест – более 1000. В настоящий момент на заводе работает около 500 человек.
На входе нас встретила Юлия Ильиченко, специалист по маркетингу и связям с общественностью ООО «Мерседес-Бенц Мануфактуринг Рус». В рамках экскурсии нам удалось посмотреть уже запущенную линию по производству автомобилей E-класса (первый из которых уже был передан клиенту в начале мая), а также линию по производству других моделей, которая находится в состоянии отладки.
Самое интересное:
- Сборка автомобилей осуществляется вручную с элементами механизации (подъемники, автоматические тележки, сварочные аппараты). Исключение составляют 2 станции (передела) – это автомат по сварке элементов кузова, который используется в середине цикла сборки, и позволяет фиксировать до 300 шпилек в минуту, а также автомат по нанесению эмали.
- Производство тщательно зонировано, все зоны промаркированы.
- Для перемещения заготовок между участками используются автоматические тележки, которые по специально размеченным синим дорожкам, автоматически перемежают заготовки между станциями.
- На линии сборки есть рычаг андон, который позволяет остановить линию в случае сбоя.
- Используются методы визуализации – на каждой станции отмечаются сбои в работе, количество сотрудников в смене, текущие проблемы и другая информация.
- На всех станциях размещены стандарты комплектования супермаркетов с деталями. Для своевременного наполнения супермаркетов используется система Канбан.
- Применяются инструменты оптимизации работы. Например, на участке сборки, где требуются шуруповерты с различными насадками, вместо набора насадок размещены в специальных креплениях несколько шуруповертов с уже закрепленными насадками. Каждый шуруповерт подписан. Это экономит время при смене инструмента.
- По ходу изготовления заготовка проходит несколько этапов проверки качества – так называемых Quality Gates. Проверка идет по специальным чек-листам, которые содержат несколько сотен показателей.
- На специальном участке Master Body Area происходит выборочная проверка качества с полным разбором автомобиля. Например, замеряется заглубление заклепки в деталь с точностью до сотых миллиметра, и анализируется качество раскрытия заклепки внутри соединения. Отчет о проверке направляется на производство для принятия управленческих решений.
- На производстве в конце каждой линии оборудована зона отдыха, где сотрудники могут выпить кофе.
В целом очень приятно видеть современное технологичное производство. И понятно, что для такого производства нужны специально подготовленные сотрудники. То, что бизнес-язык на предприятии – английский, и большая часть маркировки сделана на этом языке – формирует дополнительные требования к персоналу.
Еще на этапе обсуждения проекта инвесторы ставили вопрос с подготовкой кадров. И решение было найдено.
«Колледж «Подмосковье» — готовим кадры для нового завода
В 2017 году руководство Колледжа заключило соглашение с концерном Daimler AG на подготовку сотрудников, которые будут работать на заводе. В рамках этого соглашения была проведена переподготовка преподавателей на площадках концерна в Германии и Финляндии. Была составлена специальная гибкая программа, в которую были включены особенности производства Заказчика. Кроме того работодатель помог колледжу приобрести современное оборудование и тренажеры для обучения студентов.
Самое главное – уже с третьего курса студенты могут получить приглашение на стажировку, совмещая обучение и работу. Это и есть основная суть системы дуального образования – когда подготовка ведется в равной степени по теории и на практике. На предприятии каждому студенту назначается наставник, который курирует его работу и помогает отточить полученные навыки и стать полноценным сотрудником.
Итак, образовательное учреждение совместно с работодателем разработали программу и порядок обучения, в рамках которого первые 2 года студент учится в колледже, и получает базовые знания и навыки. Последующие 1-2 года до выпуска он совмещает учебу со стажировкой на площадке работодателя, проходя там практическую часть обучения. По завершении обучения работодатель может пригласить выпускника на постоянную работу.
Такой подход позволяет разделить ответственность за подготовку специалистов с профессионалами в области образования, и обеспечить приток квалифицированных кадров.
«Особым вызовом для нас было создание программы подготовки по специальности «Управление качеством» — поделился куратор проекта обучения сотрудников для Mercedes-Benz, заместитель директора ГПБОУ МО «Колледж «Подмосковье» Александр Крапоткин. «Мы включили в программу историю развития методик управления качеством. Сюда вошли и инструменты статистического анализа процессов, такие как карты Шухарта, и инструменты поиска причин проблемы, такие как Диаграмма Исикавы. Также в курс входит блок по системам управления качествам Total Quality Management, 6 сигма и др. Специалисты должны владеть современными инструментами организации производства, чтобы соответствовать требованиям современных предприятий».
Следует отметить, что конкурс среди абитуриентов, которые хотят обучиться и работать на заводе Mercedes-Benz составляет 7 человек на место.
Дуальное образование для Аэропорта «Шереметьево». И не только
Сотрудничество с Mercedes-Benz — не единственный такой проект. Директор ГПБОУ МО «Колледж «Подмосковье» Юдина Антонина Викторовна с увлечением рассказывает о другом крупном проекте – программе дуального образования для Аэропорта «Шереметьево», которая носит название «Верный курс». Проект стартовал в 2016 году. В рамках проекта Аэропорт помог дооснастить образовательное учреждение необходимым оборудованием, и принял активное участие в подготовке образовательных программ. В результате проект позволил обеспечить постоянный приток квалифицированных кадров.
По словам начальника службы по подбору и адаптации персонала АО «Международный аэропорт Шереметьево» Винниковой Инны – было не просто наладить сотрудничество. Но несмотря на трудности в настоящий момент по программе «Верный курс» обучаются 475 человек. На специальности для Аэропорта конкурс составляет 5 человек на место, что говорит об огромной мотивации подростков и желании работать у этого работодателя.
Коллектив колледжа чутко прислушивается к потребностям рынка, и живо откликается на них. Директор колледжа Юдина А.В. говорит о том, что если придет работодатель с инициативой организовать дуальное обучение сотрудников — образовательное учреждение готово работать, даже если предприятию нужен всего 1 специалист. Возможности открыты для всех – в том числе и для малых предприятий.
Дуальное образование по немецким стандартам
Своим опытом координации проектов подготовки персонала поделилась директор по развитию бизнеса департамента дуального образования Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) Патриция Робель.
Еще в 2013 году в палату обратились представители европейского бизнеса, которые планировали выходить на российский рынок, но обнаружили острую нехватку квалифицированных кадров. В результате ВТП взяла, при финансовой поддержке Министерства образования и науки Германии, на себя работы по поиску учебных учреждений, помощи в формировании образовательных программ и обеспечения коммуникации между иностранным заказчиком и образовательными учреждениями.
Не всегда опыт был успешным. В одном случае через 2 года обучения работодатель не смог взять из потока ни одного специалиста на работу. Но, несмотря на неудачи, проект продолжает развиваться, на текущий момент в программе участвуют 175 студентов и 7 предприятий-работодаталей, такие как IKEA, BauTex, Volkswagen, Elders и др.
Кроме обучения студентов специалисты ВТП обнаружили, что на предприятиях Заказчика также нужно проводить обучения для наставников – многие сотрудники обладают высоким профессионализмом в своей профессии, но не имеют навыков обучения студентов. Поэтому было принято решения проводить курс для наставников, чтобы повысить эффективность практической части обучения.
Потребность в кадрах будет расти
«Корпорация развития Московской области продолжает привлекать инвесторов, и потребность в квалифицированных специалистах будет усиливаться» — проинформировал участников мероприятия заместитель директора Корпорации развития Московской области Александр Федоров. Этот означает, что необходимо продолжать успешный курс на подготовку кадров совместно с работодателями, увеличивать долю такого сотрудничества, распространять успешные практики на другие образовательные учреждения.
Резюме
Уже много лет на российском рынке висит в воздухе осознание того, что взять готовые кадры с рынка не получится – нужно самим вкладываться в обучение сотрудников. Многие предприятия, осознавая масштаб задачи, откладывают ее на неопределенный срок.
Система дуального образования, на мой взгляд, позволяет взяться за эту задачу сообща, разделить ответственность, доверив теоретическую подготовку сотрудников опытным преподавателям на базе образовательного учреждения, а практическую – взять на себя.
Да, от предприятия потребуются ресурсы на согласование учебной программы и обеспечение стажировочного процесса. Но если эти работы будут должным образом организованы – можно получить высококвалифицированный персонал при разумных затратах.
По итогам первого выпуска Mercedes-Benz оценил качество обучения специалистов на базе Колледжа «Подмосковье» на уровне 4,8 балла из 5 возможных.
Образовательные учреждения готовы идти на встречу рынку, но просто требовать от них «измениться» — на мой взгляд не совсем верно. Совместная работа над задачей подготовки персонала, как показывает опыт Аэропорта Шереметьево, завода Mercedes-Benz и других предприятий – дает хороший результат в разумные сроки. Если у вас остро стоит вопрос с нехваткой персонала — думаю, стоит попробовать.
Андрей Молодцов says
Молодцы ГПБОУ МО «Колледж «Подмосковье», продемонстрировали клиентоориентированный подход, который является единственно верным для выживания в современном мире. К сожалению, таких совсем немного, и поэтому многие предприятия справляются с этой задачей самостоятельно — сначала тестируя физические навыки персонала в школах мастерства, а затем проводя новобранцев через этапы обучения по выстроенной в компании системе — навыки в школе мастерства, навыки при наставничестве, навыки самостоятельной работы с ротацией, экзамены, испытательный срок с ротацией (как футболисты выходящие на некоторое время на замену), полноценная работа. В свое время были большие проблемы с тем, чтобы при организации Индустриальных кластеров проводить централизованную подготовку кадров…решали в основном через подбор готовых…на пике «дефецита» зарплаты у определенных специалистов росли в 3-4 раза от рыночной, предприятия их просто перекупали.
Движение подготовленных спецов по внутренним карьерным уровням и уход тех, кто получил нужные компетенции с предприятий во вне пополнит и рынок хорошими кадрами. Так что — пример отличный, вопрос только в его масштабируемости