Наверное, многие видели фотографии «безумных японских топ-менеджеров», которые моют полы на своих предприятиях. Обычно такого рода фотографию показывают как пример вовлеченности менеджеров в процесс изменений и улучшений рабочего пространства. Но ни у кого из моих знакомых такие иллюстрации обычно не вызывали ни восторга, ни желания «повторить», ни вообще каких-то положительных эмоций. В лучшем случае — удивление.
При том, что чистый пустой пол — это, вообще говоря, очень сложный вызов способностям управленцев.
Если вы были в том помещении, в котором вы сейчас работаете, сразу после окончания ремонта, но до того, как внесли всю мебель, оборудование и прочее-прочее-прочее, вы можете вспомнить те ощущения.
А теперь попробуем оценить то, что сейчас находится на полу. Просто сделаем список:
- оборудование
- мебель
- оснастка
- инструмент
- детали
- сырье
- полуфабрикаты
- документы
- мусор
- хлам
- обрывки упаковочных материалов
- бесполезные сувениры
- посторонние предметы
- и так далее, и тому подобное
Если вы зададитесь вопросом «почему оно находится на полу», ткнув в тот или иной объект, который находится перед вами, вы сможете дать себе два ответа:
- Он должен лежать/стоять на полу (например, книжный шкаф или сейф)
- Его просто больше некуда деть (всё остальное)
Где, на самом деле, должно находиться всё, что есть в вашем списке, и что относится к ответу «Его просто больше некуда деть»?
- оснастка / инструмент — в шкафу/ на панели / на складе
- детали, сырье, полуфабрикаты — в контейнерах, ящиках, бункерах, на палетах, на рабочей поверхности
- документы — в папках, на полках, в шкафах
- мусор, хлам, обрывки упаковочных материалов — в мусорной корзине или контейнере
- бесполезные сувениры, посторонние предметы — где-то в другом месте… 😉
Из собственного бытового опыта
Я сильно озадачился проблемой пустого пола после того, как уже больше полгода назад мой домашний кабинет оказался заполнен множеством предметов, опасных для маленьких детей: всё это просто перенесли в одну комнату, а детям запретили пересекать её порог под страхом ужасных последствий.
Сказать, что состояние вынужденного, но масштабного хаоса раздражало — не сказать ничего. Конечно, я быстро приобрёл навык «хождения бочком» мимо скоплений разных предметов, а мои два стола — один для работы за компьютером, а второй для работы с домашним инструментом — быстро покрылись толстым слоем бумаг, деталей, предметов, которые срочно нужно было отремонтировать и так далее. Однако оставлять всё в таком виде означало лишать себя возможности эффективно работать.
Всё это я приводил в порядок в несколько стадий.
Сначала я сделал стеллаж для инструмента, обрезал вдвое поверхность «технического» стола и выиграл что-то не более одного-полутора квадратных метров свободного пространства.
Потом хаотический склад разных вещей стал принимать структурированную форму: тут лежали стройматериалы, там — бумаги, там — что-то еще.
Последняя стадия из пройденных завершилась недели две назад. Я купил в Кастораме кучу коробок, из тех, что используют для переездов, и с десяток брусьев, из которых собрал стеллаж «для всего что осталось». Всё, что еще оставалось к тому моменту на полу, удачно разместилось по большим и средним коробкам и загрузилось в стеллаж.
Обдумывая итоги, хочется сказать, что на выброс пошла очень маленькая часть вещей, и не так много «разошлись» по другим комнатам. Получается, что всё, что когда-то захламляло рабочее пространство кабинета, разместилось по двум стеллажам: один для инструмента и второй для коробок.
Знаете, сколько еще таких стеллажей можно вместить в кабинет? Лучше об этом не думать, т.к. склад барахла мне точно не нужен.
Возвращение в производство
Что происходит, когда предприятие пытается ввести у себя в цехах 5S?
Удаление ненужного или сортировка, как первый шаг, приводит к тому, что с рабочих мест удаляется много ненужного, а рациональное размещение предметов в ходе создания порядка на втором шаге помогает расположить оставшиеся предметы наиболее рациональным способом.
Но в следующий раз, когда вы пройдёте эти две стадии, взгляните на пол вашего цеха, участка или завода, и подумайте — а так ли это правильно, что на нем осталось столько всего лишнего?
Правильно ли, что всё, что не прикручено к полу, лежит на нем, вместо того, чтобы располагаться в мобильной таре или контейнерах?
Хорошо ли, что вообще в цеху находится столько сырья / материалов / деталей / компонентов / полуфабрикатов?
Можно ли убрать с пола еще несколько предметов?
Конечно, легко всё один раз вывезти и сложить где-то в другом месте, но это не решит ваших проблем — организация процесса, если она не изменится вместе с порядком, будет требовать наличия множества компонентов и материалов, оснастки и инструментов у рабочих мест, и снова всё это вернётся туда, откуда вы его убрали, пытаясь сделать пол своего производственного пространства свободным от чего либо.
Но если вы попытаетесь подойти к задаче «опустошения пола» как к проблеме, которую нужно устранить раз и навсегда, и недопустить её возвращения спустя какое-то время, то она окажется значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд, и вам придется крепко задуматься, что делать, чтобы убрать всё то, что сейчас находится на полу.
Снова о японских топ-менеджерах, которые моют пол
Почему наших менеджеров не «цепляет» идея принять участие в уборке пола? Потому что это не выглядит как вызов вашим возможностям.
В конце-концов взять швабру или тряпку и «поелозить» ею по полу в тех местах, где его видно между залежами других объектов — не велика сложность. И это уж ровно не то же самое, как мокрая уборка свободного пола, который еще и отполирован до блеска.
Сможет ли среднестатистический российский менеджер довести состояние рабочего пола во вверенном ему пространстве до «полированного до блеска»? Нет. Докажет ли он кому-либо что-либо, вымыв пол вокруг развалов деталей, скатившихся с переполненных палет? Нет. Никакого восторга, восхищения и осознания вовлечения коллектива в полезную и нужную работу.
Вызов года
Предлагаю вам челлендж.
Сделайте фото пола и всего, что на нем находится.
Каждую неделю предпринимайте действия по устранению с пола одного предмета, навсегда.
Делайте фото каждую неделю.
Когда дойдёте до состояния «больше уже не могу», пришлите мне ссылку на серию фотографий.
Как далеко можно зайти, если постоянно стремиться к совершенству?
Кому это может быть интересно
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Андрей Молодцов says
Для начала этого челленжа нужно всем обеспечить заливные полы… это не прихоть иностранцев, а необходимость — именно «зеркало» заливного пола обеспечивает и надежность нанесенной разметки, и контроль «идеальной чистоты» и повышение скоростей для безопасного перемещения внутренних запасов (возможность перемещать их целыми автопоездами), и, теперь уже на многих предприятиях, беcперебойное движение роботизированных телег внутренней логистики, правильную работу их датчиков. Не обязательно мыть полы самим управленцам — задача решается в том же ключе с запуском робота пылесоса. Где он встречает препятствие и подвергается угрозе быть заваленным чем то со столов/станков… там и место оптимизации)
Валерий Казарин says
Я думаю, для того, чтобы начать освобождать пол от завалов, заливной пол не нужен. Он будет нужен, чтобы закончить, и то, не всегда. И робот пылесос — это не панацея. Отличный способ «не ходить еще один раз в гембу» — это факт. Но нужно ли это?
Андрей Молодцов says
Заливной пол действительно не панацея… как и аккуратные, покрашенные стены, не текущие крыши, элементарная разметка напольная и заградительные барьеры разделяющие зону внутренней логистики и пространство производственных участков…. оно все поштучно не панацея,… как и свободный от завалов пол. Но по моему опыту, даже нанесение разметки (как первый шаг освобождения полов — в проходах, проездах) становится проблемой, там где полы плохого качества, …обычно там же проблема и со стенами, на которые хотелось бы расположить ящики и полки для закрепления мест, как и с крышами.(от которых зависит стабильность и безопасность размещения)….. мы вроде и при ремонте у себя дома сначала полы, стены, потолки готовим…. а уже потом что-то размещаем и разбираем образующиеся завалы….разве не так?!?
Валерий Казарин says
Андрей, первый шаг освбождения полов, по моему, не требует разметки. Скорее нужны контейнеры для мусора и перчатки. 😉
Что касается ремонта… Когда есть где жить и строишь новый дом/квартиру, всё так. А когда дом/квартира строится вокруг тебя, поневоле живешь «на стройке», и «размещаем» получается раньше, чем «полы, стены, потолки готовим». 😉 Опыт есть, могу поделиться.