• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Хосин канри: когда компас сбили еще перед продажей

Хосин канри: когда компас сбили еще перед продажей

31.08.2019 Автор: Валерий Казарин 3 комментария Тема: Бережливое производство

Неделю назад я готовился к семинару, в котором меня первый раз ожидала необходимость рассказать про Hoshin Kanri.

Если вы не в курсе, что это такое, то японским выражением «хосин канри» принято называть методику развертывания политики (или стратегии, кто как называет) компании, впервые описанной специалистами Bridgestone Tyres.

На русском существует только одна книга о хосин — это книга Томаса Джексона «Хосин канри. Как заставить стратегию работать», изданную издательством ИКСИ. Перевод был сделан в 2008 году, экземпляр, который есть у меня, был напечатан в 2013 году.

Я очень бодро погрузился в материал при подготовке семинара. Как-никак когда бОльшую часть семинара рассказываешь на своих примерах, то хочется, чтобы и «теоретическая составляющая» была достаточно глубоко проработана. А у меня не было до сих пор опыта использования хосин канри — обходился гораздо более лобовыми методами. И вот, вникая в кейс компании Cybernautx, придуманный Джексоном для книги, я вижу сильное отличие того, что излагается в книге, от общепринятой практики.

Что я имею в виду? «Поворот х-матрицы».

Проще показать, что это такое, чем рассказать. Вот пример из видеозаписи вебинара аналитического агенства «Линкор»:

То же самое явление показано в статье Н.С.Яшина и Т.А. Андреевой «Методология «Хосин канри» в стратегическом управлении нефтегазовой корпорации«:

Устно это описывается так:

«При этом тактика государственного уровня становится стратегией уровня отраслевых министерств, а процессы, определенные на государственном уровне, – их тактикой и т.д.»

И все уверены, что Джексон так это и описал. А в кейсе из книги стратегии и тактики высшего уровня можно увидеть и на два уровня ниже, как и цифровые результаты.

«Ну и что?», спросите вы.

Да как «ну и что?», это же серьёзно влияет на эффективность метода!

Компас один для всех, или все сверяют свои компасы по компасу босса?

Одна из идей хосин канри — сонаправить усилия всех сотрудников компании, дав им единое направление работы в виде стратегических целей. Типа как компас.

Но что будет, если при каскадировании целей «поворачивать» х-матрицу (что это такое я лучше расскажу в отдельной статье, для тех, кто не в курсе)? Вы «выбрасываете» стратегические цели верхнего уровня, заменяете их тактическими задачами верхнего уровня и говорите следующему уровню сотрудников: «это ваши цели».

Если вы не понаслышке знаете, что такое метрология, то можете представить, как любой метролог выскажется об идее «нужно измерить величину одним прибором, по этому прибору построить образец для калибровки других приборов, и по каждому из них построить образец для калибровки следующей группы приборов». В итоге, чисто математически все приборы показывают одно и то же. А на практике расхождения могут оказаться пугающе большими. Потому что «отклонения», характерные любой системе измерений, имеют свойство иногда, в самых неподходящих случаях, накапливаться.

А что же Томас Джексон? Он показывает в своем примере, как стратегические цели и ожидаемые результаты верхнего уровня доходят через два-три уровня до «дна корпоративной иерархии» неизменными, и сотрудники «команд исполнителей» соотносят свою деятельность не с локальными целями и задачами, а с целями стратегическими.

Разве это вообще возможно?

У меня был опыт, когда мой договор на ОАО «ЗЭиМ» был привязан к уровню прибыли предприятия. Я получал что-то типа 0,0000006% прибыли или выручки предприятия. И считал, что никак не способен на фактическую величину прибыли повлиять, т.к. в те времена был занят в отделе, выполняющим вспомогательные функции.

Тогда, спросите вы меня «возможно ли соотнести работу рядового сотрудника со стратегическими показателями компании», я бы вам сказал — «нет, это невозможно».

Я и сейчас думаю, что для 99% компаний это невозможно. Но есть 1% тех, кто может реально развернуть стратегию до уровня команд исполнителей. Только нужно на это не один и даже не два года.

При подготовке к семинару я нашёл ссылку на то, что Тойота стала развертывать свою политику на заводе Nummi до уровня команд исполнителей, фактически до уровней супервайзеров или лидеров команд, только где-то на десятый год существования компании.

В это я могу поверить, так как «сонаправление» векторов деятельности различных сотрудников, да еще и работающих на разных уровнях иерархии — дело не терпящее спешки. И если вам кажется, что отдельные рабочие или служащие не имеют прямого воздействия на бизнес-результаты всей компании, то это означает только то, что способ такого влияния вашей компании еще пока не известен, что его надо обнаружить или создать заново, чтобы использовать для вовлечения в сонаправленную деятельность абсолютно всех сотрудников компании.

Вот такая штука.

В Facebook я задал вопрос тем коллегам, кто уже применял хосин канри, применяли ли они в своей практике «поворот х-матрицы» и если да — то откуда они взяли, что это нужно делать. Никто не знает, откуда это повелось, но те, кто каскадировал х-матрицы, практически все (за одним исключением) использовали поворот.

Этот пример взят из статьи Дарьи Горячевой «Как донести стратегию до каждого: метод хосин канри в Трансмашхолдинге» с портала «Управление производством«. Удручающе…

Хосин канри и сбалансированная система показателей BSC

Специалисты хосин говорят, что эта система существенно отличается от BSC большей человечностью: коммуникации в режиме «поймай мяч» или catchball, как это названо в английской версии, позволяют вовлечь нижестоящих сотрудников в согласование стратегических целей, а не просто спускать им обязательные к исполнению показатели, развернутые, возможно, кем-то вообще посторонним.

В этом действительно хосин канре более дружелюбен к сотрудникам, чем BSC.

Но второе отличие заключается как раз в том, что в BSC цели верхнего уровня видят только «наверху», а хосин канри, при правильном исполнении, даёт представление о стратегических целях всем сотрудникам.

И выполняя «поворот» х-матрицы, вы просто снижаете эффективность придуманного японцами подхода к развертыванию стратегии, просто для того, чтобы перейти в более привычную логику иерархической структуры целей.

И это, с моей точки зрения, плохо. Хотя многим это может существенно облегчать жизнь — ведь тем самым вы снимаете с себя и других ответственность за достижение стратегических целей компании — за них отвечает только гендиректор и совет директоров. В лучшем случае.

Кому это может быть интересно

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-Medium PressFoto_1251001-Medium PressFoto_725833-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • Regulyarniy-menedgment
    Рецензия на книгу "Регулярный менеджмент"
  • Так сколько видов потерь — семь или четыре?
    Так сколько видов потерь - семь или четыре?
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • poka-yoke2
    Проверки не уменьшают дефекты
  • Dumplings,Garnished,Withsour,Cream,,Butter,And,Dill
    43 пельменя - когда локальная оптимизация сбивает с ног

Ключевые слова: Директор, Консультант, Специалист, стратегия, хосин канри, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментарии

  1. Андрей Молодцов says

    02.09.2019 at 12:35

    Проблема многих, внедряющих Хосин Канри, в «лобовом» ее применении. Главным упущением является то, что для внедрения нужна подготовленная площадка, иначе, кроме как в груду бюрократической макулатуры весь каскад Х матриц не превратится. Во первых, нужна отстроенная система управления, где все уровни применяют регулярный анализ (типа QRQC) и по PDCA оперативно могут вносить коррективы. Во вторых, требуется хорошо отстроенная система актуализации Бизнес-процессов и Проектного управления. В третьих, требуется развитая система мотивации, и внутренней ротации, готовая выделять, поддерживать, и мотивировать лидеров, обеспечивающих локальные прорывы. В четвертых, требуется корпоративная культура, поддерживающая эффективность «кэтч бэка», когда реакция с самого низу до управляющих тактиками компании, будет почти моментальной. В пятых, необходим высокий уровень «открытости», т.к. даже при наличии всех названных выше условий, если нужный «корректор» на любом уровне, не имеет доступа к информации о текущем, он и не сможет и повлиять — дать необходимую обратную связь (наличие регулярных ступенчатых собраний и гембы тоже не панацея, — как правильно отметил Валерий должна быть ориентировка всех уровней на «истинный север», что и закладывается идентичной нижней частью Х матрицы всех уровней. НО, после этого важно обеспечить сотрудников инфо о том, как пройденный курс соответствует, какие отклонения промежуточных шагов – это делают немногие хорошо даже в крупных западных компаниях мирового уровня… хотя открытости там на несколько порядков больше чем в отечественных).
    В целом механизм Хосин Канри, не нужен ни в компаниях идущих к Бирюзе, ни в активно внедряющих принципы Эджайл (т.е. при переносе большой ответственности и самостоятельности на нижний уровень), является попыткой «демократии» в выстроенной «вертикали»… и как любая попытка скрестить «бульдога с носорогом» дает обычно не сильно хорошие результаты.

    Ответить
  2. Георгий Лейбович says

    12.09.2019 at 20:42

    Валерий, картинки с пертурбациями Х-матрицы напомнили мне о Дереве Стратегии и Тактики (S&T Tree) из ТОС. Думаю, Вы о нём знаете, а если нет — на сайте Ассоциации Деминга есть мой давний перевод статьи об этом инструменте. В нём исключается (по крайне мере, не заложен изначально) подобный сбой компаса, так как тактики и стратегии интерпретируются, устанавливаются и взаимодействуют иным образом. Что не исключает желательности, для достижения согласованности усилий, обучение работе с отдельными, но неразрывно связанными иерархиями компасов.

    Ответить
    • Валерий Казарин says

      14.09.2019 at 23:14

      Спасибо, Георгий. Обрадовался, узнав, что вы читаете мой сайт. 😉

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Число объектов в процессе увеличивается из-за длительного времени переналадки, переработки, отклонений спроса и предложения, времени и сложности предлагаемого продукта.

— Майкл Джордж, Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг, стр. 86

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти