Осенью 2014-го мне первый раз задали вопрос о Тойота ката. Через несколько месяцев я прочитал книгу Майка Ротера и смог сформировать свое представление о том, насколько это нужно.
Не поверите, но все эти годы я только слушал иногда своих коллег о том, что кто-то где-то применяет ката, но ни разу, ни в одном проекте, у меня не было даже мысли пробовать применять ката.
Но все изменилось в 2021-ом году.
Первый раз я серьёзно размышляю над тем, что понимание ката совершенствования и ката коучинга поможет сотрудникам компании-клиента сделать то, что они хотят сделать, а мне — выполнить задачу, которую поставил передо мной заказчик.
Включить в процесс изменений как можно больше сотрудников — это то, чего хотят менеджеры. Изменить культуру в сторону бережливого предприятия — это то, что нужно сделать в итоге мне.
Никто кроме клиента не заставит вас развиваться
Я всё ещё считаю, что с ката бережливое производство лучше не начинать.
Но так получилось, что в компании «Зет» к моменту широкого вовлечения персонала подошли в такой конфигурации опыта и знаний, что после трех или четырех разговоров я понял: у них есть сейчас весь минимум, необходимый для того, чтобы ката «взлетела».
Почему бы не попробовать? Не вижу причин.
Но это точно не «штаб-квартира нам сказала, что нам нужно внедрять ката». И это точно не «ух ты, классная штука, я тоже это хочу».
Ничего подобного. У меня были периоды увлечения разными инструментами бережливого производства. В частности, какое-то время я носился с идеей канбан, или с потоковой оргструктурой, или с ячейками. Тем более, что некоторые идеи вырастали из объемной работы, которую приходилось проделывать, чтобы разобраться в соответствующей теме.
С ката такого не было. Я прочитал книгу, и когда писал рецензию, указал, что рекомендую её тем руководителям, предприятия которых уже получили первые результаты от внедрения бережливого производства и столкнулись с первыми трудностями.
Но даже если брать предприятия, которые смогли преодолеть планку «только говорим и ничего не делаем», и даже планку «попробовали, получилось», то даже не каждому такому предприятию нужна ката.
«Попробовали, получилось» должно выйти на определённый системный уровень: «попробовали много раз, научились получать предсказуемый результат». И даже чуть-чуть дальше: «попробовали много раз, научились получать предсказуемый результат, но…»
И вот когда появляется не только уверенность в достижимости предсказуемого результата, но и появляется уверенность в неотвратимости предсказуемого «но», вот тут-то вам и может пригодиться ката.
Момент осознания
Я увидел систему в «но» клиента. Когда несколько человек сказали после «но» примерно одно и то же, ссылаясь на разные события, разные процессы, разных участников… Вот тут я и понял — если процедура даёт результаты одного и того же уровня качества (с одним и тем же уровнем проблем и ошибок), пора менять эту процедуру.
И чтобы не менять её самому, смотреть, что получится, а потом снова и снова и снова менять и корректировать, я подумал «а что насчет ката?»
Первый шаг в сторону использования ката я сделал. Посмотрим, что из этого выйдет.
Странно, но книгу Майка Ротера «Тойота ката» второй раз уже не издавали.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…