• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Потери. Помните ли вы определение этого слова?

Потери. Помните ли вы определение этого слова?

13.11.2021 Автор: Валерий Казарин Оставьте комментарий Тема: Бережливое производство

На днях у меня была жаркая дискуссия в Facebook по поводу, который «стар как лин». Начали с того, что еще можно добавить к списку потерь.

Сколько потерь вы знаете?

Раньше я просто слегка усмехался, когда слышал о предложениях расширить список из 7 или 8 потерь, добавив туда еще 9-ый, 10-ый и так далее виды потерь.

Когда-то это вызывало возмущение, но связано оно было с эффектом неофита: да как можно, вот же, в скрижалях написано семь, значит семь. Ну, хорошо, восемь. Но не больше!

Потом неофит выветрился и дальше я относился к таким попыткам как к желанию «присоединиться к ауре великих». Типа, не только Оно и Имаи могут что-то там сказать, мы не меньше их горазды. Что-то типа «электронного канбана», которым наши менеджеры когда-то хвалились перед японскими.

Потом был долгий период (я думаю, уже лет пять, не меньше), когда желающих присоединиться к великим не стало. Или они рассосались, увидев, что их великие изобретения никого не поразили и не сохранятся в веках.

И вот буквально на этой неделе привет из прошлого. В фейсбуке люди всерьёз обсуждают необходимость добавить 8-й и 9-й виды потерь на основе опыта, принятого в компании ГАЗ.

Что за виды потерь такие, спрашиваю. И вот ответ:

«…снижение производительности как результат выгорания и потеря ценных кадров, своих и появившихся на рынке труда».

И вроде бы уже есть 8-й вид потерь, на него кроме Имаи вроде уже никто и не претендует, и эксперты рассуждают только о том, а нужен ли он в общем списке, «нереализованный человеческий потенциал» или нет. И вот тебе на — новый претендент, Имаи, подвинься.

Дальше — хуже. Пишу: «очевидно, на ГАЗе используется какое-то особое определение потерь. Я буду благодарен, если вы его приведёте: что такое потери в понимании менеджеров ГАЗа. Потому что потери как особый термин был введён в бережливом производстве (или TPS, если хотите), и там есть очень четкое определение тому, что это такое.»

Что получаю в ответ? А вот:

«За менеджеров ГАЗ не могу ответить. Но в целом я с ними согласен. «

и дальше после моей попытки урезонить

«если вы говорите о семи, восьми или девяти видах потерь, это значит, вы берёте за основу именно те виды потерь, которые сформулировал Тайити Оно еще много лет назад, а не просто какие-то абстрактные потери непонятно чего. И именно для этих видов потерь есть очень чёткое определение — что значит термин «потери» в таком контексте.»

следует ответ, достойный представителя высокой политики:

«Валерий, мы мыслим в рамках только Таити Оно? Не создадим себе идолов. Есть позиция ГАЗ-а. Коллеги тоже профессионалы. Мне их позиция близка.»

Па-бам.

Потери. Определение

Я-то думаю, что всё уже о базовых концепциях давно всем рассказал, сто раз повторил и тристо раз уточнил. А оказывается, есть множество людей, кто полагает, что потери — это то, что потеряли, бережливое производство — это такое, целью которого является экономия денег. Оказывается есть множество людей, кто полагает, что из работ специалистов прошлого можно брать только то, что можно применить легко и быстро.

А ведь потери — это не абы что. Те, кто больше в теме, могут вспомнить известное высказывание Тайити Оно. Высказывание о том, что вся работа производственных менеджеров заключается в том, чтобы анализировать процесс исполнения заказов клиентов и устранять из него всё лишнее.

И именно для этого Оно сформулировал список потерь — всего лишнего, что может быть в процессе исполнения заказа клиента.

В единственном более-менее приличном словаре по бережливому производству, «Иллюстрированном глоссарии по бережливому производству» под ред. Ч. Марчвински и Дж.Шука, дано такое определение потерь:

«Любое действие, которое потребляет ресурсы, но не создаёт ценности для клиента».

А вот без перевода из еще четвертой редакции «Lean lexicon. A graphic glossary for Lean Thinkers«:

«Any activity that consumes resources but creates no value for the customer.»

Ровно те же слова.

А теперь задумайтесь, какие ресурсы потребляет, но при этом не создаёт ценности для клиента

«…снижение производительности как результат выгорания«

или

«…потеря ценных кадров, своих и появившихся на рынке труда»?

Если компания целенаправленно тратит ресурсы на выгорание сотрудников, то это надо называть самоубийством, а не производственной деятельностью. Если компания целенаправленно тратит ресурсы на потерю ценных кадров, то это тоже не потери. Это тоже самоубийство бизнеса.

И вряд ли эту деятельность можно включить хоть в какой-то поток создания ценности. То есть это что-то, что происходит помимо производства продукции или услуг. Может быть внутри компании, но не внутри потока. И это, безусловно, бесполезная трата усилий, но это не потери.

И сдаётся мне, что восьмая потеря Масааки Имаи тоже не очень-то подходит под определение потерь. Но это заявление требует отдельной аргументации, поэтому не буду развивать эту мысль в данной заметке.

Да, главное-то в чем?

Главное же, что я хотел сказать, заключается в том, что попытки «добавить от себя, умного и красивого» что-то к трудам великих, не предприняв даже попытки разобраться в этих трудах, — это что-то ужасное. В 90-ых, в ИТ-тусовке людей, которые не считали необходимым разбираться в профессионально-значимых вопросах, и кичились своим незнанием, называли ламерами. Именно из тех, кто не считает необходимым разбираться в деталях, кто полагает, что достаточно только выучить несколько умных слов, вырастают «диванные эксперты», «эффективные менеджеры» и люди, продающие «успешный успех».

С ужасом думаю о том, что придётся не только делиться опытом и знаниями, но еще и бороться с воинствующими профанами.

К слову сказать

До этой недели я и не думал, что это будет настолько важно, но, видимо, ошибался. Практически готов сборник статей под условным названием «Что такое потери в бережливом производстве». А теперь придётся резко ускоряться и выпускать его в приличном виде, как качественную книгу, чтобы создать еще один способ распространения полезных знаний.

Кому это может быть интересно

PressFoto_1251001-Medium PressFoto_725833-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • Так сколько видов потерь — семь или четыре?
    Так сколько видов потерь - семь или четыре?
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • butterfly-valve
    Подготовка производства. 2. Как сделать один продукт
  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • mistake-proof_2
    Достижение метода ZQC. Часть 2. Методы пока-йоке
  • assembly_batch
    Как определить оптимальный размер партий между…
  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • все ли ожидания - это потери?
    Все ли ожидания - это потери?

Ключевые слова: потери, Специалист, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Заказ на месяц мы размещаем трижды. Мы делаем это за четыре, за три и за два месяца до его выполнения. За это время они подбирают все необходимые комплектующие и поставщиков. Получается, что окончательно производственный заказ на июль мы размещаем в мае, то есть за 60 дней до его выполнения. При этом каждую неделю мы можем менять заказ, размещенный на заводах США. Каждую неделю мы можем менять что-то еще не собранное, особенно если речь идет об одном и том же базовом типе кузова.

— Джеффри Лайкер, Дао Toyota, стр. 167

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти