• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга «Развитие персонала своими силами»
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: «Бизнес-прорыв 2014»
      • Курс для завода «Исток»
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
  • События

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
  • 18.02.2019
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое воспитание детей

Бережливое воспитание детей

05.11.2018 Автор: Валерий Казарин Leave a Comment Тема: Бережливое производство

Три года назад я опубликовал забавную заметку Томаса Ринера о бережливом фермерском хозяйстве.

В ней говорилось о том, что если фермер сможет определить ценность тех или иных ситуаций или действий не только для себя, но и для выращиваемых им животных, то это может существенно изменить подход к ведению хозяйства. В качестве примера он приводил историю о том, как он дал своим свиньям свободу рыть землю, и в итоге почти без усилий получил свободное от кустарника и поросли пространство.

До последнего времени я относился к идее Ринера не совсем серьёзно, но одна история заставила меня через много лет вспомнить эту статью и переоценить степень её «забавности».

Ребёнок двух лет, который, по большому счёту, ещё не может считаться сознательным членом общества, во время прогулки решил выйти за знакомые ему границы. Игровая площадка — штука интересная, но ведь мир ею не заканчивается, и вот ребёнок чешет к забору навстречу неизведанному.

Забор — не лучшее творение мысли строителей, хотя бы потому, что начинается в полуметре от земли. За забором — дорога, куда, по идее, этот самый забор и должен перекрывать дорогу мелким сорванцам.

Что делает обычный родитель в такой ситуации? Кричит «Петечка (или Танечка), нельзя! Я КОМУ СКАЗАЛ НЕЛЬЗЯ!!!»

Петечка или Танечка, в зависимости от результата противопоставления авторитета родителя и воли к свободе, останавливают свой пыл и возвращаются, либо всё-таки пытаются достичь свободы, попадают в руки к настигающему родителю и получают на орехи.

«Но что бы сделал бережливый родитель?»

Прежде всего подумал бы о ценности, которую может получить ребёнок в этой ситуации. Пускать под забор, конечно, не вариант. Ребёнок может огрести массированный удар опытом, местами малосовместимый с жизнью, поэтому нормальный родитель, бережливый или небережливый, не будет допускать своего ребёнка до такого опыта. С другой стороны, у двухлетнего ребенка может вообще не быть опыта взаимодействия с заборами. А это же тоже опыт, практически бесценный в данном возрасте.

Что может сделать бережливый родитель? Нагнать ребёнка до забора, и перехватить, так сказать, инициативу. Ребёнок не встречался с забором? Значит он может не знать, что бывает, если, например,… постучать в него!

«Смотри, какой звук!» — сказал родитель, постучал ладонью в забор и уставился на ребёнка.

Забор издал тот еще звук бренчащего на ветру жестяного листа. Ребёнок удивился и попытался повторить, постучав в забор кулачком.

Звук повторился, потом еще раз, еще и еще раз, и так до тех пор, пока ребёнок не освоился с новым опытом и не переключил внимание на что-то другое.

В чем ценность? В новом опыте, отложившемся в сознании ребёнка: если в забор постучать, то он загремит. Кто из нас не стучал по забору в более «зрелом» возрасте, например лет в пять или в семь? А кто стучал в два года? Это же забавно! Это же «свежо» и оригинально!

В чем ценность для родителя? Ребёнок цел, воплей возмущения нет, родитель доволен, он тоже получил кусок своей ценности (избежал опасной ситуации и набрал пару дополнительных очков авторитета), все счастливы.

А что может быть сутью бережливого воспитания? Отнюдь не идея «давайте научим детей бережливому производству, чтобы потом они, после колледжей и вузов попадали на предприятия подготовленными к участию в работе по совершенствованию предприятия», а идея «давайте давать больше ценности детям и учить их делать то же самое для тех, кто их окружает».

Чем больше мы создадим друг для друга ценности, тем богаче и насыщенней будут наши жизни.

Из советского прошлого

Когда ЗОЖ только становился модной темой, было не так уж и много агитаторов за здоровое питание, здоровое воспитание и спортивный образ жизни. Была известная семья Никитиных, на опыте которой официальные СМИ рассказывали, чем ЗОЖ может быть полезен. И глава семьи в одной из передач как-то рассказал, как он объяснил своему сыну опасность электрического тока.

Во-первых, конечно же, много раз сказал, что электричество опасно, и что совать пальцы в розетку нельзя.

Но ребёнок же не знает, чем именно это опасно и до какой степени нельзя. Поэтому когда-то должно было случиться «во-вторых».

И вот, как он рассказывал, делает что-то в гараже и краем глаза видит, как сын тянется к розетке… То, что глава семейства сделал потом, я запомнил, наверное, навсегда, и много раз вспоминал, размышляя, насколько это верно или неверно.

Папаша включил что-то в другую розетку (не помню деталей из-за давности истории), что должно было увеличить нагрузку на электрическую сеть в гараже и просадить напряжение, сын таки сунул пальцы в розетку и схлопотал свой первый удар током, но не такой сильный и не такой страшный, как это могло бы быть «в неконтролируемой ситуации».

Главу семейства многие потом осуждали за такой поступок. Но я бы сказал, что сыну повезло. Меня в подобной ситуации никто в детстве не спасал, и руки дрожали потом еще очень долго. Всё-таки 220 вольт и 1 ампер — это очень прилично для детского организма.

Поделитесь своим опытом

У вас есть опыт бережливого воспитания? Поделитесь в комментариях к заметке…

Кому это может быть интересно

PressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-MediumPressFoto_1270671-Medium
Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • История NUMMI в деталяхИстория NUMMI в деталях
  • Что-то пошло не так…Что-то пошло не так…
  • KPI нужны для плохо настроенных процессов? А в нестабильных условиях?KPI нужны для плохо настроенных процессов? А в…
  • Размер производственных партийРазмер производственных партий
  • Как у меня взломали сайт и как я восстановил его за полтора часаКак у меня взломали сайт и как я восстановил его за…
  • Как установить KPI для внедрения 5S?Как установить KPI для внедрения 5S?
  • «За» и «против» ГОСТов по бережливому производству и бритва Оккама«За» и «против» ГОСТов по…
  • Промышленная революция 4.0 и бережливое производствоПромышленная революция 4.0 и бережливое производство

Ключевые слова: бережливое воспитание, Специалист, Студент, ценность, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лучшие книги про бережливое производство

Ближайшие события

RSS Новости LeanZone.ru

  • Коэффициент технической готовности (КТГ) для каждого
  • Бережливое образование
  • Конец бюрократии
  • Что делать специалисту по ПС, если он не доволен карьерой?
  • Быстрое увеличение пропускной способности производства через идентификацию и «расшивку» «узкого места»

Случайная цитата

А если некоторые лидеры пока не понимают актуальности этой проблемы? Постарайтесь ненавязчиво объяснить им, что это одно из условий выполнения их же целей и задач, или сделайте так, чтобы лидер сам пришел к пониманию этой мысли. Вы должны четко видеть цели и задачи, к которым движетесь, понимать актуальность и выгоду, которую они приносят.

— С. Филиппов, С. Турусов, В. Волянский, М. Эренбург, Сломай стереотип!, стр. 114

Последние комментарии

  • Антон on История NUMMI в деталях
  • Андрей Молодцов on За деньги или даром? Дилемма консультанта
  • Денис on Условия для цифровизации производства
  • Анатолий on 2018. Год изменений
  • Андрей Молодцов on KPI нужны для плохо настроенных процессов? А в нестабильных условиях?

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Facebook
  • Google+
  • LinkedIn
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2019 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Log in