Забавная мысль появилась сегодня во время встречи по lean-проектам: отношение руководства компании к внедрению бережливого производства имеет много общего с отношениями между мужчиной и женщиной.
Две крайности могут описать такое отношение. В первом варианте руководство компании, которая заинтересовалась бережливым производством, требует внедрить бережливое производство и предъявить быстрые и эффектные экономические результаты. Во-втором варианте руководство компании проявляет интерес не к немедленному экономическому эффекту, а к долгосрочным результатам — изменению производственной культуры, культуры управления, созданию системы, обеспечивающей дальнейшее непрерывное развитие бизнеса.
На самом деле все очень просто — можно «соблазнить» идею бережливого производства разными посулами и она обнаружит себя в вашей организации, в окружении консультантов, пройдет несколько быстрых проектов, кайдзен-блицев, по результатам которых можно получить вполне ощутимый финансовый результат. Однако на этом все и закончится. Хотите еще лина — снова зовите консультантов. Ну, а если наскучило — можно поискать что-нибудь попривлекательнее и помоднее.
Другой вариант — для сумасшедших. Вы заявляете, что бережливое производство — главное, что есть в жизни вашего предприятия, и погружаетесь в длительный конфетно-шоколадный период ухаживания. Никто вам не верит, сотрудники мерзко хихикают по курилкам на тему «ну, что, спорим, что через месяц ЕМУ все это надоест и от нас наконец отстанут?..» При попытке внедрения 5S рабочие начинают наглеть, требовать нормалььных условий труда и внимания со стороны руководства, принципы «точно вовремя» оказываются совершенно непригодны при текущем состоянии системы управления, консультанты говорят что-то о мотивации и визуальном менеджменте, руки уже начинают опускаться, а обещанных райских кущ, постоянного совершенствования и саморазвития персонала что-то никак не видно.
«Все мужики козлы», а «все новомодные теории менеджмента, включая бережливое производство — дерьмо.»
«Все бабы стервы» и «внедрить бережливое производство в России нельзя!»
Правда есть и другие варианты:
«Слушай, но Золушке-то удалось!» и «Toyota отобрала у GM пальму первенства по объемам выпуска автомобилей.»
Мне, как консультанту, иногда приходится задумываться над вопросом: а следует ли на ЭТОМ предприятии внедрять бережливое производство? А хочу ли я в этом участвовать? Размышления над аналогией ставят для меня все на свои места. Я не хочу быть «продавцом быстрого секса», как это назвал один из моих коллег.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
[…] я написал заметки «На ком держится производство?» и «Что хочет менеджер от бережливого производства», но каждое предприятие, которое начинает внедрять […]