• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Изменение системы планирования обслуживания оборудования

Изменение системы планирования обслуживания оборудования

25.02.2010 Автор: Валерий Казарин 2 комментария Тема: Бережливое производство

Изменение экономической ситуации ставит перед производственными предприятиями множество новых проблем. И не последняя из них – организация технического обслуживания оборудования при сокращении численности персонала ремонтных служб, ограничении финансирования, сокращении доступных материальных ресурсов.

Журнал "Управление производством"

Журнал «Управление производством»

Как должна измениться система ТОиР для того, чтобы соответствовать новым условиям?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно принять во внимание два важных фактора: какой стратегии замены оборудования придерживалось предприятие раньше, какое состояние оборудования предприятие считает необходимым сохранить к моменту выхода из кризисной ситуации.

Известно несколько видов стратегий замены оборудования, используемых на предприятиях разных отраслей и в разных экономических условиях:

  • Достижение максимальной производительности оборудования (в том числе и за счет повышения износа оборудования), эксплуатация до износа, замена. Такая стратегия используется на предприятиях, где стоимость оборудования относительно невысока, а рентабельность производства сильно зависит от производительности станков.
  • Эксплуатация в рекомендованных производителем оборудования режимах, привлечение к обслуживанию оборудования сторонних специалистов. Такая «правильная» стратегия используется на тех предприятиях, где стоимость оборудования высокая и где повышение производительности станков не дает существенного выигрыша в рентабельности производства.
  • Эксплуатация в рекомендованных производителем оборудования режимах, выполнение всех работ по обслуживанию собственными силами, в том числе и в ущерб качеству обслуживания. Такая стратегия используется на предприятиях, на которых используется достаточно «старое» оборудование, либо у которых имеется нехватка финансирования ремонтных работ
  • Поддержание, по возможности, максимального срока эксплуатации оборудования (в том числе и за счет снижения производительности оборудования). Такая стратегия используется на предприятиях, где стоимость замены оборудования очень высока.

Изменение ситуации на рынке может потребовать изменения стратегии замены оборудования и предприятие должно оценить, какая стратегия будет более выгодной в условиях удорожания кредитов, используемых для приобретения нового оборудования.

Второй фактор, который может повлиять на пересмотр системы ТОиР — необходимость сокращения производства и увольнения персонала. В зависимости от того, насколько критичным оказалось для предприятия изменение внешних условий, может потребоваться законсервировать часть оборудования, сократить часть обслуживающего персонала и искать возможности поддерживать работоспособность оставшихся в эксплуатации станков меньшими ресурсами.

Задача изменения системы планирования ТОиР простым языком сводится к ответу на вопрос как поддерживать работоспособность оборудования и станков меньшими ресурсами. И здесь есть две последовательные ступени действий в системе планирования ремонтов, которые могут позволить решить эту задачу.

Первая ступень заключается в переходе от ремонтов по отказу (аварийных ремонтов) к планово-предупредительным ремонтам. Вторая – переход от периодического выполнения работ к выполнению работ по состоянию оборудования.

Переход от аварийных ремонтов к планово-предупредительным ремонтам

Известно, что планово-предупредительные ремонты обходятся существенно дешевле, чем аварийные. Из чего складывается дороговизна аварийных ремонтов:

  • Аварийную остановку сложно предугадать и предприятие стремится накопить запасы всех возможных узлов и деталей, которые могут выйти из строя. Стоимость таких запасов может достигать миллионов рублей, а это – выведенные из оборота деньги предприятия.
  • Аварийная остановка оборудования длится больше, чем остановка на планово-предупредительный ремонт, из-за того, что требуется собрать весь ремонтный персонал для устранения аварии, диагностировать поломку, получить со склада узлы и детали, получить с другого склада недостающий инструмент для выполнения ремонта, согласовать отключение электричества, пара, воздуха, других энергоресурсов от ремонтируемого оборудования и так далее. Это приводит к тому, что при аварийной остановке предприятие недополучает больше готовой продукции, чем при плановой остановке.
  • Большое количество аварийных остановок требует для устранения больше обслуживающего персонала, ведь если не выполняются планово-профилактические работы, никто не может исключить одновременных аварий нескольких видов оборудования, а это означает, что нам нужно больше ремонтного персонала, чтобы одновременно устранить все поломки, либо, если предприятие не может позволить себе привлечение дополнительного персонала, увеличивается общее время простоев оборудования.
  • Аварийные остановки обычно требуют большего внимания со стороны менеджмента компании, а значит – снижается эффективность управленческой системы предприятия по отношению к другим вопросам, требующим внимания.

Вопреки тому, что большинство из этого является общеизвестными фактами, отдельные предприятия вынуждены поддерживать исторически сложившуюся практику выполнения ремонтов по отказам. Когда-то это могло быть экономически обоснованным:

  • выполнение работ в запланированных масштабах требовало слишком много финансов,
  • рынок труда позволял легко найти высококвалифицированных специалистов, не требующих высокой зарплаты,
  • важнее было сэкономить на запчастях, но загрузить персонал своей ремонтно-эксплуатационной службы,
  • общая эффективность менеджмента была низкой, и дополнительные потери в сфере управления не давали существенных потерь в бизнесе.

Зачастую сложившаяся в сфере ТОиР ситуация длится годы и существенно не меняется, хотя условия, в которых компания существует, требует пересмотра установившихся традиций. И если общая ситуация на предприятии приходит к тому, что ремонтный персонал не успевает ремонтировать все аварийное оборудование, а из всего парка станков в эксплуатации находится от 50% до80% — эту ситуацию необходимо немедленно изменять и выстраивать систему планово-предупредительных ремонтов.

Переход от периодического выполнения ремонтов к выполнению ремонтов по состоянию

Все техническое облуживание и ремонты в рамках планово-предупредительных работ делится на две категории:

  1. Работы, которые выполняются с заданной периодичностью.
  2. Работы, которые выполняются при достижении определенного состояния оборудования.

Периодичность ремонтов может выражаться как в календарных сроках, так и в отработанных ресурсах (Так, например, ТО на автомобили обычно проводятся через каждые несколько тысяч километров пробега). В этом случае после прохождения очередного периода эксплуатации оборудования не обязательно может требовать обслуживания, и в этом смысле выполнение обслуживания в зависимости от состояния оборудования позволяет уменьшить количество работ. Но при этом следует понимать, что увеличивается объем работ по диагностике оборудования. Как правило, диагностика обходится дешевле самого обслуживания, поэтому подход к выполнению ТОиР по состоянию чаще всего экономически выгоднее, чем выполнение ТОиР в соответствии с заданной периодичностью.

Изменение системы планирования

Если предприятие приходит к решению изменить систему планирования ТОиР и намерено оценить возможный эффект от данного изменения, необходимо уточнить, что определяет тот или иной режим обслуживания оборудования.

В зависимости от отрасли и конкретного предприятия на формы ТОиР могут оказывать следующие документы:

  • Отраслевые регламентные документы (РД)
  • Стандарты обслуживания производителя оборудования
  • Стандартны предприятия (СТП)

Обычно отклонение от отраслевых стандартов не приветствуется, хотя в том случае, когда предприятие фиксирует в своих стандартах принципы обслуживания оборудования, которые усиливают РД, это допустимо. Отказ от стандартов обслуживания, рекомендуемых производителем оборудования обычно приводит к прекращению гарантийных обязательств и в этом случае следует исходить из того, имеет ли предприятие возможность самостоятельно проводить весь необходимый объем работ или привлекать сторонние организации для негарантийного обслуживания. Стандарты предприятия безусловно находятся во власти самого предприятия и поэтому могут быть пересмотрены в любой момент.

Информационный голод

При изменении системы планирования ТОиР предприятие может столкнуться с недостатком критически важной информации. Так, для того, чтобы перейти от аварийного обслуживания к планово-предупредительному необходимо организовать сбор и обработку данных о том, когда проводилось обслуживание каждой единицы оборудования и какой вид обслуживания или ремонта был произведен. Считается, что такая информация имеется у руководителей ремонтных подразделений. Однако по факту может оказаться, что данной информации да предыдущие периоды нет, либо она имеется только в виде разрозненных записей отдельных ремонтников, не поддающихся обработке и анализу. Но даже в том случае, когда информация о проведенных ремонтах имеется, нет никакой гарантии того, что данная информация достаточно достоверна.

Как правило, это является следствием не плохого управления ремонтными подразделениями, а общего состояния дел с обслуживанием оборудования: Если наладчики или ремонтники вынуждены по нескольку раз в день «тушить пожары» в разных производственных подразделениях, нет никакой гарантии, что у них остается время на то, чтобы корректно зафиксировать в документах факты выполнения работ. Кроме того, традиционные противоречия между производственным и обслуживающим персоналом могут приводить к намеренным искажениям информации о датах и длительностях остановок оборудования.

Со всеми этими проблемами предприятие столкнется при попытке перейти от выполнения аварийных ремонтов к выполнению планово-предупредительных работ.

Если у предприятия при этом нет представления о том, с какой периодичностью следует выполнять планово-предупредительные работы на каждом типе оборудования, нет РД или стандартов производителя, то эту задачу придется решать при разработке системы планирования ТОиР.

При переходе от периодического выполнения ремонтов к ремонтам по состоянию оборудования информация о том, когда и какие ремонты выполнялись прежде, окажется бесполезной, т.к. более важно знать, в каком состоянии находится каждая единица оборудования, и когда проводилась последняя диагностика.

В этом случае, с одной стороны, сотрудники предприятия имеют более развитые навыки анализа информации, с другой стороны, потребуется организовать сбор большего объема сведений о каждой единице оборудования: когда делалась последняя диагностика, какие проблемы были зафиксированы при диагностике, каково состояние каждого критически важного узла оборудования, когда следует запланировать ремонт данной единицы оборудования исходя из продиагностированного состояния.

В данном случае необходимо решить большой комплекс вопросов связанных с оценкой состояния оборудования:

  • Какими должны быть критерии, по которым будет оцениваться состояние оборудования
  • В каких единицах будет оцениваться каждый отобранных критериев.
  • В каких единицах, по какой шкале будет оцениваться общее состояние оборудования
  • Следует ли выполнять ремонты отдельных узлов оборудования, когда соответствующие им критерии оценки достигают критических значений, либо ремонты должны выполняться только в соответствии с общим состоянием оборудования
  • Каким образом выстраивать очередность ремонтов оборудования, чье состояние определено как критическое.

Внедрение информационной системы

Когда предприятие задумывается о состоянии своей системы ТОиР, о том, что она не устраивает текущим требованиям бизнеса, что ее следует изменить, неизменно возникает желание автоматизировать процесс планирования. Тем более, что с точки зрения управления процесс планирования ТОиР не представляет собой сложную задачу – если мы знаем даты предыдущих ремонтов, даты осмотров, состояние оборудования, то план работ на будущий период формируется исходя из небольшого набора правил. Такие правила очевидным образом определяют:

  • Объем человекочасов, доступных для выполнения ТОиР
  • Приоритетные типы оборудования
  • Сроки, необходимые для подготовки ремонтных работ
  • Периодичность выполнения ремонтов или осмотров оборудования (в зависимости от того, планируются ли работы в зависимости от требуемой периодичности ТОиР или по состоянию оборудования)

Как уже было сказано выше, с высокой долей вероятности предприятие не обладает всей необходимой информацией о состоянии оборудования и выполненных ранее работах для того, чтобы осуществить планирование работ в автоматизированном режиме.

Главная проблема при внедрении поддерживающей информационной системы — сбор информации и обеспечение ее достоверности.

Следует иметь в виду, что наличие достоверной информации о состоянии оборудования повышает прозрачность процессов выполнения ТОиР и, соответственно, в некоторых случаях может привести к сильному сопротивлению со стороны тех, кто не заинтересован в подобной прозрачности.

В этом случае, при отсутствии достоверных данных и активном сопротивлении их сбору, проект внедрения информационной системы не достигнет ожидаемых результатов – программное обеспечение будет установлено, но персонал не будет его использовать для повседневной работы, менеджеры ремонтных подразделений не будут пользоваться информацией о состоянии оборудования для принятия решений, и затраты на информационную систему будут потрачены безрезультатно.

Поэтому, как и в случае внедрения других информационных систем, не следует «автоматизировать хаос» — необходимо отладить процессы сбора информации и планирования ТОиР вручную, может быть на одном или нескольких локальных участках, а затем уже внедрять информационную систему для того, чтобы облегчить ручной труд.

Изменение профессиональных профилей обслуживающих специалистов

При изменении системы планирования ТОиР с высокой долей вероятности изменится набор компетенций, которым должен обладать ремонтник, выполняющий соответствующие работы.

В случае, когда большинство работ делается в аварийном режиме, наибольшую ценность для ремонтных служб имеют сотрудники, обладающие широким спектром профессиональных навыков, для того чтобы смочь решить максимальное количество проблем при аварии, и при этом обладающие способностями быстро работать, быстро реагировать на изменение обстановки, быстро находить нестандартные решения, и желанием работать в ненормированном режиме.

Для ремонтной службы, большинство работ которой являются плановыми и выполняются в соответствии с заданной периодичностью, требования к квалификации персонала ниже, поскольку для каждого вида ТОиР заранее известен перечень выполняемых операций и набор необходимых навыков, а значит, руководитель службы может планировать распределение сотрудников с разными (несовпадающими) навыками на разные виды работ.

Для ремонтной службы, которая выполняет ТОиР в зависимости от состояния оборудования, очень важна квалификация той части персонала, которая выполняет диагностику оборудования, ведь именно на основе оценок диагностов выполняется планирования работ.

Когда принимается решение об изменении системы планирования, следует принимать во внимание, что придется проводить перепрофилирование персонала ремонтных служб для того, чтобы он соответствовал новым требованиям, предъявляемым системой планирования.

Чего можно добиться при изменении системы планирования ТОиР

Основываясь на вышеперечисленном, изменение системы планирования ТОиР может дать для предприятия ощутимую экономию ресурсов:

  • Снизятся запасы запчастей на складах ремонтных служб
  • При переходе от аварийных ремонтов к планово-предупредительным повысится объем выпускаемой продукции
  • Повысится прозрачность процессов ТОиР и как следствие – прозрачность всех производственных процессов
  • Повысится достоверность информации о состоянии оборудования
  • Снизятся требования к квалификации персонала, произойдет разделение ремонтного персонала по специализациям.

Но для того, чтобы получить этот эффект, предприятию нужно суметь решить множество проблем, как очевидных, так и лежащих под поверхностью, а достижение устойчивого результата потребует от менеджмента предприятия настойчивости в продвижении к намеченной цели на протяжении всего периода изменения системы планирования, который может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Это время необходимо не только для того, чтобы изменить технологию выполнения работ, но и для того, чтобы изменить производственную культуру и отношение персонала — как операторов станков, так и ремонтного персонала, к обслуживанию оборудования.

Кейс энергетика в нефтедобыче

Кейс метизного производства

(Статья опубликована в журнале «Управление производством», №5-6, 2009)

Кому это может быть интересно

PressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • Так сколько видов потерь — семь или четыре?
    Так сколько видов потерь - семь или четыре?
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • Interior,Of,Large,Workshop,Of,Contemporary,Furniture,Factory,With,Workplaces
    Как наличие спроса или сырья влияет на OEE
  • ant-rozetsky-plant
    Какие проблемы могут возникнуть при внедрении 5S
  • workplace
    Сколько времени нужно для того, чтобы внедрить 5S?
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • scientist configures control panel
    Подготовка производства. 3. Как сделать один продукт хорошо

Ключевые слова: TPM, Специалист, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Trackbacks

  1. Кейс — энергетика в нефтедобыче | WKazarin.ru:
    16.09.2013 в 15:27

    […] Кейс является дополнением к статье «Изменение системы планирования обслуживания оборудов…« […]

    Ответить
  2. Кейс метизного производства | WKazarin.ru:
    16.09.2013 в 15:29

    […] Кейс является дополнением к статье «Изменение системы планирования обслуживания оборудов…« […]

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

В рамках терминологии кайдзен, стандарты – это наилучший способ выполнить работу, и такие элементы, как гемба кайдзен, как устранение муда и поддержание чистоты и порядка (5S в особенности), должны предшествовать написанию документа, который описывает стандарт. Документирование рабочего процесса в гемба совершенно бесполезно, если в нем самом содержится много муда и вариабельности.

— Масааки Имаи, Гемба кайдзен, стр. 91

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти