Про то, что рабочее место должно быть эргономичным слышали все. Но одно дело — слышали, а другое — сделать это на своем предприятии. Где-то удается, где-то нет, и большинство рабочих работают так же, как и всегда, по-старинке, подтаскивая на рабочий верстак кучу всяких деталей и медленно превращая их в полезные изделия.
В рамках внедрения рационального размещения — второго шага 5S — анализировали рабочее место сборщика. В сборке участвует 4 детали. Соответственно, сборщик выкладывает на стол большую кучу всех четырех деталей и собирает из них полуфабрикаты (которые потом идут на следующую стадию).
При ближайшем рассмотрении работы сборщика сразу вспоминаю столы типа того, который показан на первой картинке.
Фантастическая конструкция типа all-in-one да еще и с мобильной горкой на колесах для пополнения. Да ладно, даже вариант, показанный на второй картинке, уже был бы лучше, чем то, что есть. Но как доказать, что это все стоит вложений, ведь рабочее место с первой фотографии стоит весьма некислые деньги, да и найти производителя таких конструкций в России вряд ли получится.
На помощь может прийти только старая добрая русская смекалка, когда все делается из подручных средств и материалов.
Главное в данном случае что?
Смоделировать эргономичное рабочее место — то есть расположить все используемые детали более-менее эргономичным образом и дать возможность сборщику поработать на этом рабочем месте достаточно продолжительное время.
В нашем случае в ход пошли уже имеющиеся контейнеры, сами детали служили и в качестве подпорок, а местами вместо них подтыкали картонные коробки, которых на сборке тоже довольно часто бывает вполне достаточно.
Эксперимент показал, что даже если пополнением деталей в контейнерах занимается сам сборщик, производительность увеличивается. За счет того, что каждая деталь находится на одном, строго определенном месте и ее не надо вытаскивать из общей кучи.
Если же организовать пополнение запаса деталей вторым человеком, запустить «водомерку» или «water spider», то производительность может вырасти в разы. При этом «водомерка» имеет достаточно времени, чтобы обслуживать нескольких сборщиков, т.е. выделение этого человека не снижает, а повышает общую производительность всей группы сборщиков.
Теперь, получив такие данные в ходе эксперимента, можно уже говорить о том, чтобы переделать рабочее место сборщика. Как это сделать — изготовить новые столы своими силами, заказать изготовление на стороне или купить готовые (в том числе за границей). Все, что нужно был о для того, чтобы получить такое обоснование — несколько контейнеров, коробок, подставок, секундомер и терпение.
В нашем случае решение уже принято — нужно делать новые столы.
Фото фантастического рабочего стола взято из каталога компании Otto Kind AG.
Фото второго стола взято с сайта компании Baux Arch Tech Private Limited (ссылка https://www.indiamart.com/baux-arch-tech-limited/assembly-line-table.html больше не работает — ВК, 14.02.21).
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
[…] я писал о том, как можно обустроить рабочее место сборщика. Сегодня у меня есть продолжение этой истории. […]