Как вы наверное уже знаете, я заканчиваю работу над книгой с рабочим названием «Развитие персонала в производстве».
Некоторое время назад я искал добровольцев, которые смогли бы дать объективную оценку черновику и указать на недостатки. И вот теперь я нахожусь в процессе редакторской правки.
Во-первых, следует сказать, что хотя это не первая книга, которую я пишу (предыдущую, «Как вовлечь руководителя в проект изменений» вы можете получить, подписавшись на рассылку новостей сайта, а первую, «Время безжалостных оптимистов» я издал еще 7 лет назад), это первый раз, когда я привлек к ее подготовке столько знакомых и коллег.
Зачем я это делаю?
Я пытаюсь применять к процессу написания книги принципы бережливого производства. И стараюсь максимально точно определить ценность книги для ее будущих читателей. Для этого я и спросил мнение некоторых таких будущих читателей о книге.
Среди них есть и топ-менеджеры, и руководители среднего звена, и те, кто обычно выступает в роли сторонних консультантов. И это позволяет мне увидеть ценность книги с разных точек зорения. И за эту возможность я хочу поблагодарить всех моих добровольцев.
Во-вторых, я хотел бы немного рассказать о том, как протекает процесс.
Я разослал текст книги добровольцам в формате MS Word и попросил дать замечания в режиме Рецензирования. Чем хорош этот режим — он позволяет вносить корректировки или добавлять коммментарии к тексту книги и одновременно отмечать эти корректировки в тексте — чтобы их можно было легко найти. Режим Рецензирования позволяет перемещаться между разными корректировками и комментариями и принимать или отклонять (удалять) их.
С помощью этого режима можно достаточно быстро внести массу корректив в один документ. Если бы все работали с одним файлом — я бы получил все замечания в одном файле и смог бы сразу его отредактировать так, как посчитал бы нужным.
Но я получил несколько отдельных файлов. Плюс у меня был один расмпечатанный экземпляр с правками ручкой и еще один экземпляр с правками ручкой, который был отсканирован и передан мне в pdf-формате.
Как обработать все эти замечания и ничего не забыть?
1. Единый источник замечаний
Первое, что я сделал — свел все замечания в один формат. Поскольку мне привычнее работать с редакторскими правками, сделанными на бумаге, а не в электронной версии, я взял ту самую распечатку с правками шариковой ручкой и внес в нее все остальных замечания на стикерах. Такими же стикерами я пользуюсь, когда делаю пометки при чтении книг.
На одном стикере — одно замечание. Клеится он по месту замечания. Кроме замечания на стикере указываются еще и инициалы автора — чтобы было с кого спросить то, что я не понял.
2. Устранение замечаний
Я получил замечания всех возможных видов. Это и опечатки, которые можно исправить не раздумывая, за 10 секунд, это и комментарии к отдельным абзацам о том, насколько понятно их содержание, это и предложения о дополнении текста, это и концептуальные предложения по структуре книги.
Понятно, что работать со всеми ними одновременно невозможно — слишком разный масштаб изменений и слишком разный масштаб принятия решений. Поэтому я начал с самого простого — устранения опечаток. Благо, один из читателей играл роль корректора и его электронный вариант лег в основу всех остальных изменений электронной версии книги.
3. Простые замечания
Часть замечаний на самом деле оказались «объяснениями для самого себя», которые читатели делали по ходу прочтения, или отражали некоторые факты из жизни, которые не имеет смысл включать в содержание книги.
Другие замечания, связанные с содержательной частью, касались вопросов ясности изложения. Такие исправить обычно достаточно просто, если пересказать идею другими словами.
Устранив большинство таких замечаний я удалил из книги 98% стикеров. Осталось самое сложное.
4. Существенные изменения
Осталось две категории замечаний: изменения структуры книги и написание разделов, которых в принципе еще не было. И это будет самой трудоемкой частью редакторской правки, потому что для того, чтобы исправить эти замечания, нужно сначала вписать их в общую концепцию книги, и может быть — исправить саму первоначальную идею книги.
5. Текущее состояние
После того, как я собрал исходный материал в одном файле, у меня получилось 25 страниц вордовского текста. Немного, но и немало, если задуматься о том, что я получил этот текст как побочных продукт написания заметок на сайте — сэкономил время. После первой правки объем вырос до 30 страниц, а после того, как я развернул полную структуру книги (введение, заключение, приложения) объем вырос до 60 страниц. Сейча объем текущей версии книги составляет 66 страниц.
Что интересно — я постоянно вспоминаю «книгу», которую представлял из себя редакторская версия глянцевого журнала «Подиум» в фильме «Дьявол носит Prada» — несколько раз по сюжету главная героиня носит толстую сшитую стопку бумаги, которая ежемесячно превращается в глянцевый журнал. Кажется, после того, как я закончу написание книги «Развитие персонала» я буду точно знать, зачем главному редактору Миранде Присли было нужно ежедневно видеть обновленную версию будущего выпуска глянцевого журнала.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…