• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое производство в России / Поговорим о ката

Поговорим о ката

02.01.2015 Автор: Валерий Казарин Оставьте комментарий Тема: Бережливое производство в России

После прочтения «Тойота ката» Майка Ротера рассуждать о том, есть ли в России специалисты по ката стало значительно проще. Посмотрим, что я там писал в прошлой заметке и как это выглядит через призму прочитанной книги.

Но для начала о главном: нужно ли сразу начинать с ката, а не со всяких там техногенных инструментов, типа VSM, 5S, TPM, SMED, вытягивания и канбанов.

kata

Вот что я скажу ребята: пулемет я вам не дам.

В том смысле, что начинать с ката не стоит. Для 99% компаний это будет прощание с бережливым производством сразу на взлёте. Потому что ещё никто ничего не успеет понять, а дров будет наломано столько, что все АЭС можно будет позакрывать за ненадобностью. Зато новых лесов придется высаживать тысячи гектаров.

Пока мозг переваривал содержание книги, в нем появилась примерно такая аналогия.

В детстве, в детском саду мы все играли в разные ролевые игры, примеряя на себя роль взрослого человека: папа, мама, шофер, воспитатель, летчик, медсестра, солдат и так далее… Попробовал в летчика поиграть ребенок — понравилось, захотелось летать… Но чтобы стать летчиком еще нужно в школе отучиться, попасть в летное училище и его закончить тоже.

Вот и с бережливым производством та же самая ерунда. Начитались об успехах японцев и давай играть «в японцев»: 5S внедрять, TPM, SMED, карты потока создания ценности строить, рисовать круги мелом в цехе, некоторые даже «в японских консультантов» играют…

И вот играли-играли, а потом пришел дядя Майк Ротер и сказал: молодцы, дети, но чтобы стать японцами, вам надо еще школу закончить (читай — научиться ката совершенствования применять), а затем университет (читай — заставить работать ката коучинга в собственном исполнении).

С одной стороны, хочется согласиться с фразой Константина Новикова о том, что американцы не тому учились и других учили, а теперь прозрели и покаялись, а с другой стороны как подумаешь, что бы с нами было, если бы мы не «играли в японцев», и становится страшновато за последствия.

Если аналогия с детскими играми для вас слишком вычурна, вот другая.

В младших классах всех школьников учат выполнять арифметические операции. Складывать, вычитать, умножать и делить. Зачем? Кто из школьников может ответить на этот вопрос? Никто. Потому что все этому учатся.

И только лет через несколько начинаешь понимать, что если бы не мог складывать в уме несколько цифр, то обсчитывали бы тебя на каждом рынке, дорогой ты наш школьник, а если бы умножать не умел — не знал бы, сколько денег можно заработать на падении курса рубля…

Вот и мы десять лет учились в школе тому, как строить потоки, как создавать порядок в рабочем пространстве или выстраивать базис системы обслуживания оборудования, или как «имитировать» работу вытягивания или отчетов А3, а теперь вот узнали: именно для этого-то мы всё это и изучали. Чтобы иметь возможность создавать целевые состояния и находить способы, как к ним двигаться по серой территории, или, в терминологии Сэма Кейнера «на территории стонов».

Ну а теперь посмотрю еще раз на проблемы, которые я сформулировал в предыдущей заметке.

Проблема №1. «Тренер должен знать все сам»

Вот вам цитата из книги:

«Люди не понимают коучинг в стиле Toyota. И наставник, и ученик ошибочно считают, что ученику нужно понять, о каком решении думает наставник.» (Стр. 298)

Тренер должен понимать следующий шаг, но не правильное решение.

Проблема №2. «Они не знают нашу ментальность»

Идея Майка Ротера: сформируйте свои собственные ката совершенствования и ката коучинга.

Вот вопрос, который Майк предлагает задать себе:

«Считаю ли я совершенствование собственно работой или дополнением к настоящей работе?» (стр. 70)

Ответ на этот вопрос и покажет различие в ментальности. И оно совершенно не имеет никакого отношения к «особенностям национального менеджмента»,

Проблема №3. Тактическая. Кто должен учить

Цитата из книги:

«Изменение культуры, о котором мы говорим, нельзя делегировать подчиненным» (стр. 282)

Ну, а если уж подчиненным нельзя делегировать, то в аутсорсинг отдать тем более нельзя.

Итого

Развернутое «итого» будет впереди в виде рецензии на книгу «Тойота ката». В целом это книга, которая стоит прочтения, если вас интересуют вопросы создания культуры «непрерывного совершенствования» компании.

Как применять то, что описано в книге… Над этим каждая компания должна думать дополнительно. Готовых советов в этой теме ждать бесполезно.

Иллюстрация взята отсюда.

Кому это может быть интересно

PressFoto_5956932-MediumPressFoto_1251001-MediumPressFoto_725833-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • 113426
    Блеск и... нехватка знаний в онлайн-курсах
  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • shopfloor_kanban
    Как работать с канбанами в 1C:ERP
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?
  • scientist configures control panel
    Подготовка производства. 3. Как сделать один продукт хорошо
  • mistake-proof_2
    Достижение метода ZQC. Часть 2. Методы пока-йоке

Ключевые слова: Директор, ката, Специалист, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Наша стандартная работа включает три элемента: время такта (время, которое требуется для завершения одного заказа в темпе, который определяется запросами потребителя), последовательность выполнения операций или последовательность процесса и количество запасов, которое должно быть в наличии у данного рабочего, чтобы выполнить данную стандартизированную работу. Эти три элемента – время такта, последовательность и стандартный набор наличных запасов – и представляют собой основу стандарта работы.

— Джеффри Лайкер, Дао Toyota, стр. 191

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти