Не то, чтобы я об этом не был заранее предупреждён, но в один прекрасный момент я оказался в ситуации: нужно помочь коллеге выполнить работу, не делая её своими руками, убедиться, что он всё сделает правильно, да еще и вовремя.
И что в этой ситуации делать?
Я сделал, наверное так, как делали до меня тысячи и сотни тысяч наставников: попытался объяснить что и как делать и почему «то, как ты думаешь, то надо делать, на самом деле неправильно», и даже попробовал дать объяснения «откуда всё это взялось и как мы дошли до такой жизни», а дальше оставалось только дать коллеге выполнить его работу, надеяться, что он сделает всё верно и достаточно быстро. Ну и, конечно, пытался не уходить далеко и надолго, чтобы в случае чего оказать точечную помощь.
Могу сказать, получилось «так себе». В какой-то момент нам даже «прилетело от босса» на тему «чего вы там копаетесь?», «почему вы это раньше не сделали?», причём я, не будучи уверенным в том, что коллегу надо защищать (да еще и ощущая вину за то, что делаю что-то не так, а как правильно — понятия не имею), промолчал, вынудив его давать объяснение самостоятельно. К счастью. коллега оказался устойчив к такому давлению, да и отставание от графика смог нагнать, и в грязь лицом не ударил.
А я потом задумался: а что же мне надо было делать?
И вот как-то пока все мысли крутятся вокруг идеи, что не имея стандарта выполнения той самой работы, наставник оказывается вполне себе беспомощным: ни толком объяснить, что и как делать, ни дать ответы на многочисленные вопросы «почему так, а не иначе» невозможно, т.к. объяснения и ответы приходится придумывать на ходу, и не факт, что придумывается сразу правильно.
Что самое интересное, поскольку я знаю все методы TWI не по наслышке, то и способ решения проблемы «наставника-новичка» мне, в принципе известен: возьми алгоритм рабочего инструктажа, подготовь, в соответствии с ним, описание работы, а именно — перечень действий, ключевые моменты и пояснения к ключевым моментам, и «дело в шляпе». И даже потренироваться «в безопасных условиях, приближенных к реальной ситуации выполнения работы» было можно. Но вот не задумался о том, с чем столкнусь — и не подготовился.
Так что наставник из меня получился посредственный, малополезный, и до статуса магистра Йоды мне еще вкалывать и вкалывать.
Ну а выводы очень простые: если тебя назначили наставником — бери «рабочий инструктаж» или Job Instruction из программы «Обучения в производстве» TWI и выполняй всё по методике, шаг за шагом. В качестве необходимого дополнения может потребоваться предварительно разработать стандарт по работе, с помощью другой методики из TW — «методы работы» или Job Methods. На самом деле — это куча дополнительной подготовительной работы, но зато такой наставник точно заслужит благодарности от своих учеников.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…