Если биологический вид погибает, если перестает адаптироваться к внешним условиям, то отдельный биологический объект, который перестаёт адаптироваться к внешним условиям, устаревает.
Нам всем в разной степени свойственно думать в духе «а вот раньше было лучше», или «а вот 5, 10, 20 лет назад…» после чего следует история о том, как всё было хорошо и замечательно.
Забавно, но именно адаптивность Homo Sapiens’а к внешним условиям приводит к тому, что он сам начинает менять эти внешние условия всё быстрее и быстрее, и сам встаёт перед дилеммой: а я-то, сам, я успеваю за теми изменениями, которые сам же и инициирую?
И если «не успеваю», то значит устарел, и пора медленно, не создавая паники двигаться в сторону кладбища.
Дополнительная сложность заключается в том, что одновременно с ускорением изменений происходит и увеличение среднестатистического срока жизни. Оно происходит везде, в каждой стране, хотя где-то быстрее, где-то медленнее, где-то уже живут весьма долго, а где-то еще средний срок жизни такой, что ужасает иностранцев.
Получается, с одной стороны, нужно меняться, с другой стороны, люди живут всё дольше, а значит период, когда способность адаптироваться иссякает, а человек еще живет, становится всё больше.
Хотите примеры? Да взять хотя бы бабушкофоны. Кнопочные телефоны существуют в основном только благодаря тем людям, кто еще жив и всё еще не способен перестроиться на использование смартфонов.
Телевизионные каналы, радиостанции в эфире, газеты — есть множество артефактов конца прошлого века, без которых, технически, можно жить в этом совершенно ничего не теряя, но они всё еще существуют.
Я думаю, непрерывное изменение становится требованием не только к компаниям или отдельным бизнес-процессам. Непрерывное изменение, адаптация, совершенствование — это уже обязательный элемент каждого аспекта нашей жизни.
Мы можем сохранять какие-то фрагменты прошлых правил, традиций, привычек, но в целом невозможно жить так же, как десять, двадцать лет назад, и тем более — пятьдесят.
И это непрерывное изменение всего и вся влияет на всех и всё. Нет и одного мгновения в нашем ежедневном существовании, которое не подверглось изменениям или не подвергнется им в самом ближайшем будущем. И если вам кажется, что все это неправда — могу только посочувствовать.
Мы уже утратили привычку «всю жизнь работать в одной компании, на одном рабочем месте».
Не все бизнесмены, но многие уже ощутили, что «рай предпринимателей прошлого», а именно — создай успешный бизнес и живи на своем острове в теплых широтах, уже невозможен — нужно всё время менять, адаптировать этот бизнес, подстраивать под внешние условия, а значит невозможно просто лежать на пляже и считать дивиденды.
С семьёй, личными отношениями и домом то же самое. Семья и раньше была «временным» явлением — время предъявляет свои требования к каждому члену семьи, и нужно уметь им соответствовать, чтобы семья осталась семьей, а теперь к фактору возраста присоединились еще и постоянные внешние изменения.
Новые способы коммуникаций — надо менять привычки общения между членами семьи, новые технологии жизни — нужно менять быт, новая экономика — нужно придумывать, как сделать так, чтобы доход покрывал все необходимые расходы…
Раньше люди строили «семейные гнезда», в которых семьи могли жить несколько поколений подряд. Потом каждое новое поколение стало предъявлять новые требования к своему жилью. Теперь же в течение одной жизни требования к жилью могут меняться, причем существенно и кардинально.
Одно это означает что мечта «купить дом и жить в нем долго и счастливо» становится сложнореализуемой.
Значит дом должен меняться вместе с хозяивами, их нуждами и чаяниями, их потребностями и возможностями. И уже даже «шотландский замок XVIII века» не может быть мечтой «навсегда».
Многое ли вы изменили в своей жизни своими руками за последние пять лет? А за последний год? Успеваете ли вы за миром?
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…