Одно из лучших дополнений к любой инструкции — объяснения, почему не надо делать так, как делать не надо.
Вводная
Лучшая из методик обучения, которая имеется на данный момент в стандартизированном виде, — это Job Instruction или Рабочий инструктаж. Она описывает четыре уровня детализации работы:
- Общий вид
- Перечисление этапов или последовательность действий
- Ключевые моменты, на которые надо обращать внимание при выполнении каждого действия
- Причины, почему нужно обращать внимание на данные ключевые моменты.
Инструктор закрепляет в памяти ученика эти четыре уровня знаний . Так инструктор помогает ученику быстрее, качественнее и на более длительный срок запомнить операцию. Точнее — научиться делать те самые действия, из которых и состоит рабочая операция.
Для того, чтобы «заполировать» эти знания, не хватает только двух ингредиентов:
- Что делать не надо
- Почему не надо делать то, что делать не надо.
В России обычный человек встречается только с одним проявлением объяснения того, почему не надо делать то, что делать не надо. Когда вы покупаете себе или кому-то пачку сигарет, то с большой вероятностью вы получите пачку с определённым изображением. Оно будет живописать одно из невесёлых последствий курения табака для вашего (или чьего-то еще) организма, типа пародонтоза, рака лёгких или импотенции. В бизнес-среде такие инструкции попадаются реже, чем животные из «Красной книги».
А что на практике?
Чем хороши длительные интенсивные проекты? В них для консультанта всегда есть две хорошие возможности:
- Научиться чему-то новому
- Применить свои знания и сделать что-то такое, чего никто раньше никогда не делал в этой отрасли.
В рамках одного из двух проектов, в которых я сейчас участвую, мне удалось сделать образец видеоинструкции, в которой даётся объяснение, что и как надо делать при настройке определённого механизма Там показано, что плохого происходит с продукцией, если эти действия не выполнить. Показано и то, к каким последствиям это приводит, и как правильная настройка отражается на готовой продукции.
Показал «черновик» нескольким сотрудникам клиента — все оценили видеозапись как полезную. Я, в общем-то, в этом и не сомневался, т.к. пояснения «что и почему не надо делать» дают исполнителю лучшее представление о том, что он делает. Во многом именно благодаря таким объяснениям удаётся перевести «шаманские знания» в знания осознанные и объяснимые.
Что для этого потребовалось? Часа полтора записи технологического процесса, чтобы поймать несколько примеров «дефектов», возникающих вследствие неправильной настройки механизма (а для видеозаписи был найден и выбран именно неправильно настроенный механизм). К этому еще надо добавить часа два на то, чтобы найти лучшие примеры «дефектов», и монтаж видеонарезки с комментариями и пояснениями.
Я думаю, если такие пояснения показывать новичкам в ходе обучения после приёма на работу, они точно будут выполнять настройку корректно и точно объяснят, почему нужно делать именно так и никак иначе. Не это ли — самое лучшее противодействие превращению накапливаемых компанией знаний в «шаманские знания», которые вроде бы и есть, но которые никто не может объяснить, даже «главный шаман племени».
Кому это может быть интересно
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…