Читатель прислал ссылку на статью в журнале Inc. под названием «Роботы увольняют тысячи сотрудников Amazon из-за их медлительности» с вопросом, что я на эту тему думаю.
О чем статья
В статье говорится о том, что Amazon использует информационную систему, которая собирает статистику о работе сотрудников, определяет тех, кто работает медленнее других, и, судя по всему, инициирует процесс увольнения.
По словам представителя Amazon, компания увольняет ежегодно более 10% сотрудников только по критериям производительности. Из этого журналисты сделали вывод, что увольнениям по этому поводу подвергаются тысячи людей.
Как относиться к этой истории?
Можно по разному. В самой статье сделано всё, чтобы вызвать чувство негодования к компании и жалости к людям. Достаточно заменить несколько слов в тезисах, чтобы придать им эмоциональную окраску и вызвать нужные эмоции.
Вот смотрите:
«Крупнейший онлайн-ретейлер Amazon использует на своих складах автоматическую систему слежки за сотрудниками, которая увольняет их за медлительность или недостаточно четкую работу. «
«Журналисты The Verge посчитали, каждый год в компании теряют работу тысячи людей из-за того, что они «не могут переносить коробки достаточно быстро».»
Расшифруем яркие выражения
Что это за автоматическая система слежки? WMS, которая фиксирует время выполнения операций размещения, подбора, приемки, отгрузки и т.д.? Это может делать любая WMS (система управления складом), но не каждая компания использует эти данные.
Что значит «не могут переносить коробки достаточно быстро»? Не соответствуют стандартам. Плохо? Да нет, может они зато поют или танцуют замечательно? Или у некоторых из них лишний вес? Должна ли любая частная компания держать человека на работе, если он не справляется с работой?
Например, будет ли NASA отправлять в космос любого произвольно взятого бомжа из Лос-Анджелеса? Наверное нет. Произвольно выбранный бомж наверняка не справится с программой работ на станции, а еще и не факт что сможет перенести нагрузки взлёта/посадки и не умрёт по дороге.
Но это не кажется нам странным. Обычно если человек не выполняет нормативы работы, он получает сниженную зарплату. И это не кажется нам шокирующим событием. Почему должно шокировать то, что компания не ждет, пока он сам решит, что ему осточертело бегать с коробками за несколько центов и уволится по собственному желанию, а сама инициирует его увольнение?
В России пока, однако, большинство работодателей снижают зарплату и ждут, что «слабаки сами отвалятся». В том числе и потому, что при увольнении по собственному желанию не надо платить работнику компенсацию в виде нескольких месячных зарплат.
Но эмоциональная подача «решает свою задачу». Нам становится жалко этих людей, а использование системы слежки вызывает здоровое возмущение, ведь никто не хочет жить под надзором «Большого брата». Будто бы на складах Amazon есть специальные роботы. Роботы, которые ходят за каждым работником и делают фотографию рабочего дня, чтобы потом уволить «слабаков».
Так и что в целом?
В целом можно сделать вывод, что Amazon такими методами (автоматическая инициация процедуры увольнения) ускоряет свои внутренние ресурсы. Можно было бы поставить на это дело нескольких экономистов, добавить к ним пару психологов, чтобы те разговаривали с несчастными и выслушивали их истории, но в большинстве случаев это всё равно приводило бы к увольнению. Конечно, в этом случае никто не сможет обвинить Amazon в том, что «гигант розничной торговли в интернете относится к сотрудникам как к живым роботам, которых в свою очередь контролируют другие роботы«, но если в эту фразу воткнуть перед последним словом еще одно слово «живые», то мы получим описание «классической» системы: люди замеряют производительность людей и увольняют их за невыполнение показателей производительности.
Но плохо ли это, в целом, или хорошо?
Я бы сказал, что ни то, ни это. Вряд ли Amazon жаждет уничтожить людей как класс, ведь их потребители — это те же люди. Снижать операционные издержки — вот что Amazon жаждет. Нужно ли это делать таким способом? Не знаю. Мне кажется — в этом способе нет ничего демонического. Может быть он и вправду кажется излишне бездушным, но если вы хотите добавить «души» в этот процесс — можно вспомнить о необходимости обучения сотрудника перед началом работы и дополнительным обучением тех сотрудников, кто не справляется с нормативами. Т.е. не увольнять их сразу, а попробовать «прокачать» недостающие навыки. А вот если навыки не прокачиваются… Ну что ж, значит не судьба.
Не каждый биатлонист становится олимпийским чемпионом, так почему любой житель Соединенных Штатов должен иметь возможность работать на складе Amazon? Если вы скажете «ну, это же другое», то попробуйте разгрузить вручную пару вагонов со стиральным порошком, чтобы оценить свои силы и способности в навыке простой переноски коробок.
Не поддавайтесь на эмоционально-заряженные высказывания.