Какие только ни возникают проблемы при внедрении 5S. Это и нехватка инструментов и материалов, в целом — нехватка ресурсов, отсутствие необходимой поддержки со стороны руководства, сопротивление персонала.
Сопротивление — самая популярная проблема. Точнее, в эту категорию входит большое множество проблем, с которыми сталкиваются те, кто хочет изменить организацию рабочего пространства на предприятии:
- ворчание под нос,
- отказ участвовать,
- тихий саботаж,
- открытый саботаж,
- итальянская забастовка,
- требование надбавок, премий и прочих плюшек,
- и т.д.
Любое сопротивление, на мой взгляд, означает, что организаторы не смогли договориться с остальными участниками. По разным причинам и относительно разных аспектов своих действий.
Делай, как я сказал
Наиболее популярная ошибка в этом смысле — прийти на рабочий участок, на котором работает несколько человек, со словами «так, сейчас будете делать так, как мы скажем».
Если простыми словами, то представьте, что кто-то с улицы пришёл к вам домой и стал рассказывать, как правильно организовать пространство . Почему нельзя раскидывать грязные носки по квартире, как удобнее размещать продукты в холодильнике и как на книжных полках должны располагаться ваши книги, чтобы их было проще искать. Как ощущения? Не хочется отправить этого «кто-то» туда, откуда он пришёл?
Вот и с производством то же самое. Как бы плохо ни было организовано рабочее пространство, люди к этому адаптировались, само пространство адаптировали к своим привычкам. И когда кто-то со стороны приходит и говорит «надо по другому», желание послать его подобру-поздорову туда, откуда он пришёл — естественно.
Но производство — не твоя личная жилплощадь, скажете вы, и будете правы. Правила в квартире устанавливает её хозяин. Правила в производстве — владелец производства. Но если он долго не устанавливал таких правил, а потом пришёл и потребовал разложить всё квадратно-гнездовым способом, это будет слишком резкий переход в «политике партии».
Это — тактика
Ломать всё старое и делать по-правильному — не лучший подход. Оставлять как есть — тем более. Оптимум где-то посередине между этими двумя. И этот оптимум предполагает терпеливое изменение правил, одного за другим, пока не станет «так как надо».
Иначе, если всё сломать и сделать сразу как надо, есть большой риск, что те, кто не способен так быстро менять свои привычки, покинут компанию. И возможно, им скажут в спину «ну и скатертью дорожка!», но ведь не всем же. Есть, наверняка, те, от кого компания хотела бы избавиться, но есть ведь и полезные люди, которые просто не готовы быстро адаптироваться к новым условиям.
Таким нужно дать время. А вот сколько этого времени нужно дать, в какой мере нужно вынуждать, а в какой — давать привыкнуть коллективу к новым правилам, это очень большой вопрос. И ответ на него зависит от большого количества факторов. И в первую очередь от того, как часто и как успешно раньше происходили такие изменения.
Если правила и привычки не менялись годами, то потребуется много времени на изменения. А вот если в компании каждый год происходят перемены, то скорее всего работающие в ней сотрудники более адаптивны.
Если прежние перемены часто заканчивались ничем, провалом, то скептицизм сотрудников будет неизбежен, даже если они легко поддадутся на новые требования. И напротив, если перемены были удачными, это может стать хорошей опорой в новых переменах.
Если сотрудники были долго предоставлены сами себе, если даже инструмента всего у них нет, то активное внимание со стороны руководства может вызывать неуверенность, возмущение, отторжение, даже если внимание позитивное.
И это далеко не все влияющие на длительность и успех внедрения факторы. К какой культуре ближе компания — к красной или бирюзовой? Насколько хорошо рабочие обеспечены инструментом, оснасткой, СИЗами? Есть ли проблемы с оборудованием? Есть ли проблемы с закупкой сырья и материалов? Имеются ли у компании стратегические цели, которые может назвать каждый сотрудник предприятия?
Как выбрать подходящий компромисс между «срочно» и «без революций»
Первое, что надо сделать — определить, сколько есть времени на изменения. Если «не горит», то это одна ситуация. Если же «всё плохо, гипс снимают, клиент уезжает…», то придётся использовать больше административного ресурса и будет больше потерь.
Вторым, важно не только время, но и ресурсы, которые можно на это потратить — деньги, материалы, привлечение дополнительных людей на время изменений. Чем больше такого ресурса — тем проще, чем меньше — тем интереснее то, с чем вам придётся столкнуться.
Третье, что нужно сделать — попробовать спрогнозировать, какую часть работы удастся сделать благодаря, а какую вопреки тем людям, которые работают в выбранном вами рабочем пространстве. Из этой оценки будет понятно, на кого стоит положиться, на кого нет, с кем и как придётся разговаривать.
Когда известны временные горизонты и ресурсные возможности, имеет смысл собрать коллектив и рассказать людям, без обиняков, что их ждёт впереди. Почему на это выделено столько времени и столько ресурсов. Что вы ждёте от сотрудников, на что не надеетесь, хотя и мечтаете, а к чему готовитесь с сожалением.
Внимание! В этот момент вы узнаете всё, что люди обо всём этом думают. Заодно вы узнаете, чего им не хватает в работе, и если повезёт — как они будут в этом участвовать.
Хорошей идеей будет дать сотрудникам, работающим в данном рабочем пространстве, чуть больше свободы и самостоятельности, чтобы они сами определили правила и нормы. Подкорректировать их можно по ходу дела, проясняя, заодно, неясность в том, каким видит работу на данном участке руководство компании, и чем это отличается от того, что предлагают рабочие.
Терпение поможет найти точки соприкосновения и достичь нужного порядка, не потеряв никого по пути.
Фото Ant Rozetsky найдено на Unsplash.
Кому это может быть интересно
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Аня says
Отличная форма изложения статьи!