• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Инструменты 5S / Инструменты 5S. 5 «почему»

Инструменты 5S. 5 «почему»

25.03.2010 Автор: Валерий Казарин Оставьте комментарий Тема: Инструменты 5S

Серия заметок о инструментах 5S постепенно приближается к завершению. В предыдущей заметке говорилось о контрольных листах внедрения 5S. Сейчас я хочу вернуться к одному из базовых инструментов не только 5S но и бережливого производства вообще — «5 почему».

Пять почему

Пять почему

Метод «5 почему» используется для того, чтобы выяснить коренные причины возникшей ситуации. Один из классических примеров выглядит так:

Проблема: Машина не заводится.

  1. Почему? – Аккумулятор разряжен.
  2. Почему? – Генератор сломан, не заряжает аккумуляторную батарею.
  3. Почему? – Ремень генератора лопнул.
  4. Почему? – Ремень генератора исчерпал свой ресурс, его никогда не меняли.
  5. Почему? – Машина никогда не проходила техобслуживание.

Останавливаясь в изучении проблемы после первого или второго ответа, мы сможем устранить только симптомы проблемы.

Скажем, если мы удовлетворимся ответом «аккумулятор разряжен», решением будет тем или иным способом «зарядить аккумулятор». Но рано или поздно заряд закончится, и машина снова не будет заряжаться.

Остановившись на третьем ответе, мы поменяем ремень генератора. В этом случае решение будет более долгосрочным, т.к. новый ремень порвется гораздо позже, чем разрядится аккумулятор, который не получает дополнительного заряда от генератора. Однако и в этом случае пройдет какое-то время и ситуация повторится: ремень лопнет, генератор перестанет заряжать аккумулятор, заряд в нем иссякнет и машина снова не будет заводиться.

Задаваясь снова и снова вопросом «почему» можно выявить глубокие, «системные» проблемы, устранение которых может предотвратить повторение проблемы либо очень надолго, либо вообще навсегда. К сожалению, столь приятные результаты анализа омрачаются одним фактом: чем более глубокую проблемы мы находим, тем сложнее реализовать решение. В некоторых случаях это требует существенных вложений финансов, в некоторых — пересмотра устоявшихся правил и подходов к работе.

Метод «5 почему» используется на всех стадиях внедрения 5S.

Когда следует использовать «5 почему»? В тех случаях, когда необходимо проанализировать причины, по которым работы выполняются именно таким способом, или порядок на рабочих местах поддерживается именно такой. Или, например, когда нужно разобраться, почему не удается организовать работу более эффективным образом.

Существует ряд причин, по которым результаты использования этого подхода могут оказаться не впечатляющими.

С одной стороны, нет ничего сложного в том, чтобы задавать раз за разом вопрос «Почему?» Этим увлекаются дети определенного возраста, почемучки, так чем взрослые хуже них?

Дело в том, что у ребенка, который мучает родителей одним и тем же вопросом, нет задачи «каким-либо образом улучшить окружающий мир». Ребенок просто пытается понять, как этот мир устроен, поэтому его часто устраивает любая причина, даже не самая главная.

В работе же мы задаем вопросы «почему» для того, чтобы найти такие аспекты деятельности, которые можно улучшить. И в этом случае нужно осторожно относиться к получаемым вопросам.

Например, если в приведенном выше примере на второй вопрос ответить так: «Муж не следит за моей хорошенькой машинкой, вот она и ломается», этот ответ при дальнейшем анализе будет уводить в сторону от настоящей причины в сторону мнимой, которая формируется из ложной предпосылки «кто-то другой, а не я, несет ответственность за работоспособность автомобиля».

Поэтому на практике очень важно перепроверять каждый ответ, оценивая, остается ли проблема в зоне нашего влияния, или мы упускаем возможность повлиять на нее, погружаясь на следующий уровень.

Еще одна сложность заключается в том, что многие оказываются не готовы получить ответы на все пять (четыре, шесть — зависит от ситуации) вопросов «почему». Часто человеку требуется время, чтобы попробовать «более простое и понятное» решение, находящееся на первом или втором уровне. Мы все надеемся, что любую ситуацию можно исправить достаточно простыми методами. Особенно, если за их реализацию отвечают другие: если нам повысить зарплату, мы станем лучше работать, если купить новое оборудование, сможем выпускать больше продукции, если мне подарят абонемент в спортивный клуб, я займусь наконец своим здоровьем и т.д. На практике, проходит какое-то время, «ремень генератора снова лопается» и человек задумывается над тем, а не была ли та проблема, которую он пытался решить, всего лишь симптомом другой, более серьезной проблемы. Вот тогда метод «5 почему» начнет давать настоящие результаты.

Фото взято из блога здесь.

Кому это может быть интересно

PressFoto_725833-MediumPressFoto_1270671-Medium

Узнать, кто эти люди…

Похожие заметки

  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • successive-check_2
    Достижение метода ZQC. Часть 3. Последовательные…
  • _841beaaa-70a2-4105-ac9e-8abeb3014040
    О справедливой себестоимости
  • Dumplings,Garnished,Withsour,Cream,,Butter,And,Dill
    43 пельменя - когда локальная оптимизация сбивает с ног
  • source-inspection_2
    Достижение метода ZQC. Часть 5. Встреча с проверками…
  • spc_apan_management_association
    Достижение метода ZQC. Часть 1. Старый метод и метод…
  • first-industrial-revolution
    Пофантазируем. Возможна ли новая промышленная революция?

Ключевые слова: 5s, Специалист, Студент

Тест виджета после заметки

Комментариев пока нет

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Для обслуживания оборудования GPC разработал тренировочный набор инструментов, чтобы людям было проще учиться прогностическому и профилактическому обслуживанию, а также температурному и вибрационному анализу.

— Стивен Спир, Догнать зайца, стр. 195

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти