Серия заметок об инструментах 5S приближается к завершению. В предыдущий раз я рассказывал про правило 30 секунд. Сейчас я хочу обратить ваше внимание на важную составляющую любого проекта внедрения 5S — на средства наглядной агитации.
Обычно слова «наглядная агитация» в применении к производству вызывают легкое раздражение, связанное с набившими оскомину лозунгами и плакатами советской эпохи. И избыток наглядной агитации будет точно также восприниматься при внедрении бережливого производства — плакаты и лозунги не должны заменять усилия по наведению и поддержанию порядка, они необходимы для того, чтобы поддерживать эти усилия.
В этом весь смысл. Если руководитель предприятия говорит: «Хорошо, внедряйте 5S, вот вам сумма на реализацию улучшений, и вот Вася Пупкин, который поможет сделать плакаты — развесьте их по всем цехам, это очень важно», а потом исчезает с «поля битвы», то висящие по углам плакаты и растянутые над проходами транспаранты вызывают то же самое чувство — раздражение.
Это все равно, как если бы В.И.Ленин сказал: «Товарищи, нам нужно срочно подмести Красную Площадь, займитесь этим в субботу, а я пока декреты попишу…», и никакого бы «ленинского бревна» не было — я думаю, вряд ли субботники просуществовали бы дольше двух недель.
С другой стороны, если наглядной агитации нету вообще, это значит, что внедрение 5S протекает в подпольном, партизанском режиме. Скорее всего генеральный директор и другие топ-менеджеры понятия не имеют о том, что происходит, а это может означать только одно — инициатива, которую в этом случае проявили менеджеры среднего звена, скорее всего умрет через пару-тройку месяцев, с очередным авралом или пиковой загрузкой производства.
Еще раз хочу сказать, что наглядной агитации не должно быть много. Это только раздражает. Тем не менее, когда человек попадает в цех, или в отдел, где протекает внедрение 5S, он должен увидеть, что здесь что-то происходит.
Средства наглядной агитации достаточно разнообразны, и разные предприятия используют их по-разному в зависимости от возможностей или поставленных задач.
Чаще всего в производственных помещениях вывешивают плакаты (примеры приведены на фотографиях), кроме того, лидеров изменений иногда награждают рабочей формой со знаками отличия, или, например, с эмблемой проекта.
Кроме этого в качестве наглядной агитации выступают уже упомянутые лозунги и транспаранты, а так же листовки или корпоративные издания, в которых публикуются материалы о том, какие изменения происходят при внедрении бережливого производства и 5S.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
павел says
здравствуйте если вас не затруднит отправьте мне плокаты только в большем размере заранее спасибо
Валерий Казарин says
Павел, у меня нет макетов этих плакатов и даже если бы были, я думаю, авторы были бы против…