Короткий пример изменений в ходе совершенствования организации работы сервисной службы. Он не обязательно относится к бережливому производству, скорее к повышению культуры производства. Один из мааааленьких пунктов проблем этой службы — потери времени на поиск инструмента. Помните, есть такое правило в 5S, найти за 30 секунд? Если необходимый крепеж и оснастку не найти за полминуты — значит все плохо, значит все это время — потерянное даром.
На первой фотографии — пример шкафа, в котором хранился крепеж и оснастка, найти что-то нужное в такой свалке было довольно сложно.
В дополнение еще следует сказать, что там хранится оснастка для нескольких групп станков — все в одной куче.
Первое, что нужно сделать — разделить оснастку на группы станков и расположить не «где-то далеко», а как можно ближе к станкам, но так, чтобы не мешать основной работе. При этом есть, правда, опасение, что «будут красть». Да, возможно будут. Вопрос в том — что именно будут красть? Иногда, после размышления, оказывается, что красть-то особо нечего — нет такого, что «в хозяйстве пригодится», а если и есть — то может оказаться, что предприятие может себе позволить пропажу некоторого количества оснастки. Нужно подходить к этому как к кражам продуктов в универсамах — стоимость выносимых под полой продуктов обычно заложена в торговую наценку. Так и в производстве — ну свистнут, скажем, десяток болтов, но не больше. Стоимость этих болтов может быть куда меньше, чем приобретение сейфа, выделение помещения, найм охраны, установка видеокамер и так далее…
Итак, первое изменение сделали. Разделили оснастку по группам. Можно попробовать найти что-то в таком локальном складе. Время поиска будет уже значительно меньше. Но все равно не 30 секунд. Чтобы свести поиск к минимуму — нужно явным образом организовать порядок размещения отдельных элементов. Например, наклеить надписи на ящики, указать — что где должно находиться. Проблема на этом этапе формулируется так: «никто не будет соблюдать порядок, будут кидать использованную оснастку куда попало». Ну да, некоторое время будут. Пока не поймут, что лучше положить куда надо, так как потом самому же и придется искать. Это можно, как в истории из анекдота, дома носки бросить где попало — авось жена найдет… А тут жены нет, убирать за тобой некому. Сменщик пару раз наведет порядок, а потом предъявит справедливые обвинения. И хорошо, если предъявит их только в глаз.
Много ли выиграли? Физически — не очень, сэкономили несколько минут в смену. Но когда не хватает рук и каждая минута на счету — и этого достаточно. Определенно выиграли в отношении рабочего к его работе и рабочему месту — потому что этикетки наклеивали сами рабочие, без подсказок. Когда все просто, удобно и понятно — работать гораздо приятнее.
Все ли сделали? Конечно нет. Во-первых, не все места хранения оснастки еще устоялись и поэтому надписи сделаны не везде. Процесс «приживания» может занять довольно много времени. Во-вторых, еще не ответили на вопрос: «а сколько конкретно вот этого именно вида оснастки там должно лежать — 5 или 25 штук?» Это уже следующий этап изменений…
Можно ли будет сделать еще что-то? Да. Ведь можно расположить оснастку по отдельным станкам. Но для этого нужно решить целый комплекс проблем, а на это нужно время. Привыкли ходить в шарфе и шапке зимой — не стоит начинать закаливание с перехода на летнюю куртку. Здоровье не простит. Закаливание производства тоже требует времени.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…