Такое ощущение, что магистр Йода говорил не о ситах (в единственном числе — sith), а о производственных директорах и руководителях программы изменений.
Всегда их двое, не больше и не меньше: директор по производству и руководитель программы оптимизации / бережливого производства / непрерывного совершенствования. Одно отличие, если в звездных войнах оба были на темной стороне, то в реальной жизни они почему-то по разные стороны оказываются.
И вот на днях снова наткнулся на ту же самую «архитектуру проекта». Традиционно ее создает генеральный директор или собственник: нанимается молодой и бодрый адепт улучшений, которому поручается сложная, но крайне важная задача сделать производство / компанию такой, чтобы сами японцы позавидовали. Это, так сказать, надводная сторона айсберга. Подводная иногда заключается в том, что адепту нужно еще и «свергнуть» старые управленческие силы… Но об этом — шу, никто не должен знать, даже адепт, иначе хлопот с производственным директором не оберешься.
А так, вроде бы, если что — если адепт наломает слишком много дров, его можно слить, потому что команд ему таких никто не давал — свергать опытных менеджеров, и «отряд не заметит потери бойца», ну а если выгорит — так это тоже здорово, т.к. опытный менеджер уже вовсе надоел своими отговорками.
Не работает.
Характеристики ученика
Нужно иметь совершенно уникального адепта, который:
а) уверен в своей полной правоте;
б) способен выдержать гнет и гнев непосредственного начальства и не поддаваться на него (адепта обычно подчиняют директору по производству, или как минимум ставят в иерархии на один ранг ниже);
в) способен активно и успешно действовать совершенно без опоры на что-либо, т.е. в вакууме;
г) скромен настолько, что не захочет снискать славы единственного и главного победителя всех врагов;
д) ценит себя адекватно, т.е стоит дешевле, чем новый уже готовый директор по производству;
е) владеет джедайским мечом, который позволяет резать косты как масло, ну или, по крайней мере, обладает любым аналогичным даром, позволяющим одним взглядом повышать эффективность бизнес-процессов.
Характер работы
Когда этот адепт, засучив рукава, бросается в бой, его «учитель» легким движением руки сковывает его движения, лишая сначала способности активно и успешно действовать в вакууме, потом заставляет усомниться в своей полной правоте и наконец обрушивает на юного падавана такой шквал гнета и гнева, что последние резервы Силы адепта быстро исчерпываются и выжатый «ученик» выбрасывается на задворки истории, или просто переводится в машинное отделение, где тихо и печально изображает винтик в механизме могучей «Звезды Смерти» до скончания своих дней.
В реальности, конечно, все выглядит не столь эпично, без использования Темной Стороны Силы, без схваток на джедайских мечах, снайперских дуэлей на бластерах и гиперпросранственных переходов.
Ученик, взявшись за работу, достаточно быстро находит кучу проблем и косяков, которые можно победить, исправить и, тем самым, достичь почти немедленного эффекта. Он идет с этими идеями к учителю, а тот говорит: подожди, не так быстро. Вот это мы не можем делать, потому что так никто вообще никогда не делал, этого парня мы не трогаем, он нам дорог как символ, а этого просто не будем делать, потому что я, твой начальник, так сказал. (Ты еще слишком молод, юный падаван, и не знаешь всех тонкостей нашей ситуации.)
Ученик продолжает искать возможности, направляя свою энергию то в одну сторону, то в другую, а учитель, как опытный паук, постепенно окутывает его невидимыми нитями запретов, стягивая их всё сильнее и сильнее. Иногда к запретам добавляется важная и нужная «полезная нагрузка», которая вроде бы «про то же», должна вести к улучшениям, но в итоге неожиданно превращается в пушечное ядро, прикованное к ноге, и активность ученика падает еще сильнее.
Когда ученик обездвижен уже вполне достаточно, учитель поручает ему «невероятно сложное, но крайне важное задание», справиться с которым может только такой выдающийся сотрудник, как ученик. Ученик, увидев наконец-то что-то стоящее, с радостью берется за новую работу, но скоро оказывается, что старые задачи с него тоже никто не снимал. Невидимые запреты не позволяют шевельнуть и мизинцем, а ядро на ноге неожиданно вырастает в размерах.
Битва всесокрушающего ученика с несокрушимыми условиями, в которые его загнал учитель, быстро достигает кульминации, ученик пропускает удар, не укладывается в срок или в выделенные ресурсы, и тогда наступает развязка.
В один прекрасный момент его вызывают на ковер, где перед учеником разворачивается в красках бесконечный свиток невыполненных вовремя и в выделенных ресурсах задач. Аргументы в защиту не принимаются, а только усиливают степень накала обстановки. Выплеск гнева и… ученик оказывается на задворках истории.
После этого наступает четвертая фаза, «и жили они долго и…» далеко не счастливо. 😉
Сложности интерпретации
Я обычно такую ситуацию описываю выражением «состояние Жанны д’Арк»: от славы до костра тут всего-то один шаг.
Сравните вот с этим. Есть разница?
Тем не менее, если вы вдруг узнали в описании свою ситуацию, знайте, что один хохочущий рыжий «магистр» периодически оказывает помощь «падаванам». До Йоды он, конечно, не дотянет, но с Оби Ван Кеннеди 😉 вполне можно сопоставлять. Пишите, помогу, чем смогу.
Иллюстрация взята отсюда.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто это…
Григорий Дмитриченко says
Оби Ван Кеноби, а не Кеннеди 🙂
Валерий Казарин says
Кеннеди, Кеннеди, это не опечатка, это шутка для внимательных. 😉
Евгений Селиванов says
Знакомая ситуация, только сжечь на костре не смогли, а вот поджарили основательно:).