• Главная
  • О сайте
    • Впервые на сайте?
      • Книга “Развитие персонала своими силами”
      • Сборник «Лучшие книги о бережливом производстве»
      • Материалы для подписчиков
    • Об авторе
      • Позвольте представиться — Валерий Казарин
      • Выступления
      • Публикации
    • Контакты
    • Клуб линтузиастов
    • Рабочий календарь
    • Добровольные помощники
    • Зал славы 23/11/2013
  • Бережливое производство
    • Новости
    • Бережливое производство
      • Бережливое производство в России
      • Вовлечение персонала
      • Кайдзен
      • Провалы
    • Научная организация труда в online
    • Ответы на вопросы
    • Виртуальные туры
    • Вебинары
    • Рецензии на книги
    • Тесты
  • Клиентам
    • Читателям
      • Директор Алексей
      • Консультант Вячеслав
      • Энтузиаст Константин
      • Специалист Александр
      • Студент Елена
    • Заказчикам
      • Открытые курсы
      • Корпоративные семинары
        • Введение в бережливое производство
      • Персональная консультация
      • Поиск специалистов по бережливому производству
      • Школа руководителя
      • Малому бизнесу: “Бизнес-прорыв 2014”
      • Курс для завода “Исток”
    • Авторам и блоггерам
    • Владельцам сайтов
    • Издателям
    • Организаторам мероприятий
    • Рекрутерам
    • Тесты
  • События
  • Книга “Система TPM – более четверти века в России”
    • Часть 1. Система ТРМ: необходимая теория в практическом применении
    • 1.2. Результаты, вызывающие уважение и желание осваивать TPM

WKazarin.ru

Бережливое производство и кайдзен

  • Технологии
  • Люди
  • В теории
  • На практике
  • Сферы применения
  • О менеджменте
Вы здесь: Главная / Бережливое производство / Бережливое производство в России / Всегда их двое, не больше и не меньше: учитель и его ученик

Всегда их двое, не больше и не меньше: учитель и его ученик

20.03.2015 Автор: Валерий Казарин 3 комментария Тема: Бережливое производство в России

Такое ощущение, что магистр Йода говорил не о ситах (в единственном числе — sith), а о производственных директорах и руководителях программы изменений.

Всегда их двое, не больше и не меньше: директор по производству и руководитель программы оптимизации / бережливого производства / непрерывного совершенствования. Одно отличие, если в звездных войнах оба были на темной стороне, то в реальной жизни они почему-то по разные стороны оказываются.

Palpatine_und_Anakin

И вот на днях снова наткнулся на ту же самую «архитектуру проекта». Традиционно ее создает генеральный директор или собственник: нанимается молодой и бодрый адепт улучшений, которому поручается сложная, но крайне важная задача сделать производство / компанию такой, чтобы сами японцы позавидовали. Это, так сказать, надводная сторона айсберга. Подводная иногда заключается в том, что адепту нужно еще и «свергнуть» старые управленческие силы… Но об этом — шу, никто не должен знать, даже адепт, иначе хлопот с производственным директором не оберешься.

А так, вроде бы, если что — если адепт наломает слишком много дров, его можно слить, потому что команд ему таких никто не давал — свергать опытных менеджеров, и «отряд не заметит потери бойца», ну а если выгорит — так это тоже здорово, т.к. опытный менеджер уже вовсе надоел своими отговорками.

Не работает.

Характеристики ученика

Нужно иметь совершенно уникального адепта, который:

а) уверен в своей полной правоте;

б) способен выдержать гнет и гнев непосредственного начальства и не поддаваться на него (адепта обычно подчиняют директору по производству, или как минимум ставят в иерархии на один ранг ниже);

в) способен активно и успешно действовать совершенно без опоры на что-либо, т.е. в вакууме;

г) скромен настолько, что не захочет снискать славы единственного и главного победителя всех врагов;

д) ценит себя адекватно, т.е стоит дешевле, чем новый уже готовый директор по производству;

е) владеет джедайским мечом, который позволяет резать косты как масло, ну или, по крайней мере, обладает любым аналогичным даром, позволяющим одним взглядом повышать эффективность бизнес-процессов.

Характер работы

Когда этот адепт, засучив рукава, бросается в бой, его «учитель» легким движением руки сковывает его движения, лишая сначала способности активно и успешно действовать в вакууме, потом заставляет усомниться в своей полной правоте и наконец обрушивает на юного падавана такой шквал гнета и гнева, что последние резервы Силы адепта быстро исчерпываются и выжатый «ученик» выбрасывается на задворки истории, или просто переводится в машинное отделение, где тихо и печально изображает винтик в механизме могучей «Звезды Смерти» до скончания своих дней.

В реальности, конечно, все выглядит не столь эпично, без использования Темной Стороны Силы, без схваток на джедайских мечах, снайперских дуэлей на бластерах и гиперпросранственных переходов.

Ученик, взявшись за работу, достаточно быстро находит кучу проблем и косяков, которые можно победить, исправить и, тем самым, достичь почти немедленного эффекта. Он идет с этими идеями к учителю, а тот говорит: подожди, не так быстро. Вот это мы не можем делать, потому что так никто вообще никогда не делал, этого парня мы не трогаем, он нам дорог как символ, а этого просто не будем делать, потому что я, твой начальник, так сказал. (Ты еще слишком молод, юный падаван, и не знаешь всех тонкостей нашей ситуации.)

Ученик продолжает искать возможности, направляя свою энергию то в одну сторону, то в другую, а учитель, как опытный паук, постепенно окутывает его невидимыми нитями запретов, стягивая их всё сильнее и сильнее. Иногда к запретам добавляется важная и нужная «полезная нагрузка», которая вроде бы «про то же», должна вести к улучшениям, но в итоге неожиданно превращается в пушечное ядро, прикованное к ноге, и активность ученика падает еще сильнее.

Когда ученик обездвижен уже вполне достаточно, учитель поручает ему «невероятно сложное, но крайне важное задание», справиться с которым может только такой выдающийся сотрудник, как ученик. Ученик, увидев наконец-то что-то стоящее, с радостью берется за новую работу, но скоро оказывается, что старые задачи с него тоже никто не снимал. Невидимые запреты не позволяют шевельнуть и мизинцем, а ядро на ноге неожиданно вырастает в размерах.

Битва всесокрушающего ученика с несокрушимыми условиями, в которые его загнал учитель, быстро достигает кульминации, ученик пропускает удар, не укладывается в срок или в выделенные ресурсы, и тогда наступает развязка.

В один прекрасный момент его вызывают на ковер, где перед учеником разворачивается в красках бесконечный свиток невыполненных вовремя и в выделенных ресурсах задач. Аргументы в защиту не принимаются, а только усиливают степень накала обстановки. Выплеск гнева и… ученик оказывается на задворках истории.

После этого наступает четвертая фаза, «и жили они долго и…» далеко не счастливо. 😉

Сложности интерпретации

Я обычно такую ситуацию описываю выражением «состояние Жанны д’Арк»: от славы до костра тут всего-то один шаг.

Сравните вот с этим. Есть разница?

Тем не менее, если вы вдруг узнали в описании свою ситуацию, знайте, что один хохочущий рыжий «магистр» периодически оказывает помощь «падаванам». До Йоды он, конечно, не дотянет, но с Оби Ван Кеннеди 😉 вполне можно сопоставлять. Пишите, помогу, чем смогу.

Иллюстрация взята отсюда.

Кому это может быть интересно

PressFoto_1251001-Medium

Узнать, кто это…

Похожие заметки

  • confectionery-factory
    Ценность для Потребителя. Кейс "Кондитерская фабрика"
  • Аксиомы организации производства
    Аксиомы организации производства. Часть 1. Кустарное…
  • vlcsnap-2022-06-04-00h56m30s711_1
    Зачем мы это делаем? Интервью с Зосей Герчиковой
  • Pyaterochka-Obman-Rossiya-TSeny-Tovary-2020-2
    Увидеть процесс глазами клиента
  • poka-yoke2
    Проверки не уменьшают дефекты
  • closed_office
    Конец кайдзен-офиса, каким мы его знаем сегодня
  • photo_2025-01-13_16-03-42 (2)
    Когда стандартизация и быстрая переналадка играют за…
  • technolog5_
    Подготовка производства. 1. Задачи технолога

Ключевые слова: развитие персонала, управление изменениями, Энтузиаст

Тест виджета после заметки

Комментарии

  1. Григорий Дмитриченко says

    23.03.2015 at 09:10

    Оби Ван Кеноби, а не Кеннеди 🙂

    Ответить
    • Валерий Казарин says

      23.03.2015 at 09:23

      Кеннеди, Кеннеди, это не опечатка, это шутка для внимательных. 😉

      Ответить
  2. Евгений Селиванов says

    24.03.2015 at 11:27

    Знакомая ситуация, только сжечь на костре не смогли, а вот поджарили основательно:).

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ближайшие события

leanconsult - группа в Телеграм

RSS Новости LeanZone.ru

  • Пример автоматизации бизнес-процессов в сфере розничной торговли
  • Об управлении производством сложных сборок
  • О детальном планировании – в очередной раз!
  • Сколько нужно «сигм» для управления запасами?
  • Нужны ли нам нормальные данные: Перевод 7-й главы книги Дональда Уиллера Twenty Things You Need To Know

Случайная цитата

Ежедневный план производства, включающий в себя количество и типы изделий, которые должны быть произведены, не предоставляется в гемба, чтобы удержать персонал от производства матрацев в соответствии с их собственным представлением об удобстве вместо приспособления к заказам потребителей.

— Масааки Имаи, Гемба кайдзен, стр. 177

Последние комментарии

  • Валерий Казарин on Комплексный тренажер бережливого производства «Лин Эксперт»
  • Валерий Казарин on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса
  • Слова - блог сергея литвинова on Виртуальный тур по складу сервиса Amazon Prime Now
  • Илья Сергеевич Колегов on Насколько объективны наши расчёты OEE или ОЭО?
  • Дмитрий on Как с помощью простого чек-листа можно повысить эффективность простого процесса

Облако меток

5s TPM Директор Консультант Специалист Студент Энтузиаст азбука бережливого производства бережливая разработка бережливый дом бережливый офис быстрая переналадка визуализация визуальный менеджмент виртуальный тур вовлечение персонала вытягивание кайдзен канбан карта потока создания ценности клуб линтузиастов корпоративная культура кубок Гастева лидерство новости обучение опыт внедрения планирование потери поток создания ценности производительность труда процессное управление развитие персонала решение проблем стандартизация стандартизированная работа стратегия тест тренажер уважение к людям управление изменениями управление качеством философия бережливого производства ценность чеклист

Направления изменений

Технологии
Люди
Теория
Практика

Читатели

Студент
Специалист
Энтузиаст
Консультант
Директор

Виды материалов

Вебинары
Виртуальный тур
Видео
Презентации
Рецензии на книги
Статьи

Инструменты 5S

Сайт в соцсетях

  • Linkedin
  • RSS
  • Twitter
  • YouTube

Подкаст

iTunes

Индекс цитирования

Яндекс цитирования

Copyright © 2025 · Использована тема News Pro Theme на Genesis Framework · WordPress · Войти