Предлагаю вашему вниманию статью Романа Бунина об использовании деловых игр в обучении бережливому производству. Роман имеет зеленый пояс по шести сигмам и имеет опыт участия в проектах по улучшению в химической промышленности, машиностроении, строительстве, пищевой отрасли, сервисной компании и банке в качестве консультанта и проектного менеджера.
Как сделать обучение полезным и запоминающимся? Что убедит слушателей в пользе методов бережливого производства лучше всего? Как сделать сложную теорию и японские термины понятными каждому?
Чтобы ответить на все эти вопросы при обучении используются игры и упражнения. Эффективность применения игр доказана экспериментально. В 2009 году Рик Блант написал диссертацию, где экспериментально доказал, что игровые методики обучения повышают успеваемость студентов на 17%. В исследовании приняли 578 студентов программы MBA различных европейских бизнес школ.
Если отойти от сухой статистики, то вот пять основных причин использовать игры при обучению бережливому производству.
Причина 1. Игры помогают объяснять теорию
Как в том анекдоте: “Я, тебе же уже 100 раз объяснил, уже сам даже понял!”. Действительно объяснение теории может принести свои плоды, как для слушателей, так и для преподавателя, однако лучше один раз попробовать на практике. Наглядное отображение теории, даже на простых и абстрактных примерах, помогает слушателям быстрее познакомиться с материалом, а главное лучше его запомнить.
Например, люди впервые услышавшие слово канбан, могут не сразу запомнить его значение, но поддержав его в руке или даже создав его своими руками во время игры, они точно запомнят термин.
Причина 2. Игры помогают побороть страхи и сомнения
Если на тренинге есть те, кто не верит в методы бережливого производства, игра поможет справится с этим. Часто коренной причиной отторжения является страх. Люди могут не признаваться себе в этом, но боятся не понять новый метод или боятся изменения привычек, которые у них есть.
Кстати появляются они когда человек что-то пробует “руками” в его мозгу формируются новые нейронные связи, которые при регулярном повторении и формируются в привычки. Игра же может стать первым шагом в формировании нового навыка слушателя. Она даёт возможность в непринужденной атмосфере попробовать метод на практике. Так как это происходит в игровой атмосфере, то человек забывает о своих возражениях и снимаются страхи.
Например, научно доказано, что во время игры человек ведёт себя не так как в обычной жизни. Чувство того, что происходящее не реально, позволяет человеку расслабится, поэтому игры применяются при лечении многих психологических заболеваний.
Причина 3. Игра позволяет научиться без риска провалить проект
Часто можно услышать, что лучший способ обучения — это пойти и попробовать новые методы сразу в работе. Поэтому так популярны обучение теории в формате кайдзен-блиц, когда изученная теория, сразу же применяется на одном из рабочих участков.
Такой подход имеет свои преимущества и недостатки. Конечно же это здорово, что сразу видны изменения и есть какой-то эффект, однако существует риск, что такой пилотный проект может провалится, ведь слушатели только учатся, а тренер редко настолько погружен в процессы, чтобы выбрать наиболее важный из них и не совершить ошибку. Такой подход может привести к де-мотивации персонала, особенно не во время тренинга, а позже, когда сделанные изменения окажутся ошибочными или не будет происходит их поддержание.
Например, на одном из заводов для такого обучения был выбран вспомогательный столярный цех, который обеспечивал завод изделиями для внутренних нужд. Во время обучения в цеху провели полное преображение по принципам 5С и осталось ещё много планов по улучшения. Какое же было разочарование персонала когда вся проделанная работа стала никому не нужна после обучения, а запланированное так и не было никогда реализовано.
Причина 4. Игры поддерживают необходимую динамику тренинга
Взрослых очень сложно учить чему-то новому. Мы имеем особенность терять фокус внимания и отвлекаться, а также засыпать после обеда. Однако если каждые 2-3 часа проводить небольшую игру это позволяет встряхнуть аудиторию и вернуть её к происходящему. Также игры позволяют поработать в команде или поменяться ролями. Где только если не в игре, директор может побыть грузчиком, а оператор начальником цеха. При этом бывают полезны игры не только по теории бережливого производства но и игры объясняющие принципы работы в команде, принципы проведения презентаций и т.п. Не забывайте, что бережливое производство это только часть гарантии успеха. Необходимо развивать персонал в целом.
Например, сыграйте в игру испорченный телефон. Попросите всех выйти из аудитории, кроме одного человека. Прочитайте ему текст (подготовьте его заранее, например, часть отчета компании на 15-20 предложений, содержащих факты и 5-7 цифр). Позовите следующего слушателя и попросите первого рассказать ему, что он услышал от вас, и так далее. Если в группе 10-15 человек, то к последнему вы имеете шанс услышать совершенно другую историю. Прочитайте текст вместе с аудиторий и обсудите получившиеся результаты.
Причина 5. Во время игры могут появится реальные решения
Если игра основана на какой-то реальной ситуации, то во время игры у слушателей могут появится идеи, которые можно использовать в реальной жизни. Часто игры позволяют выйти за привычные ограничения и взглянуть на ситуацию с другой стороны. Игра может использовать в качестве формата мозгового штурма, существует целое сообщество, которое организовывает таки мероприятия.
Например, на одном из тренингов во время игры была придумана простая система оповещения оператора о недостаточном уровне сырья в машине, что помогло по прикидочным оценкам экономить до 670 000 рублей в год, за счет сокращения простоя машины из-за отсутствия сырья.
Ну и последняя причина, которая не попала в список, — игры это весело. =)
Если вы хотите узнать больше про игры читайте заметку или посетите сайт lean-games.ru, где вы сможете найти несколько примеров игр и трехдневный практический курс по применению игр в бережливом производстве.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…