Предлагаю вашему вниманию статью Романа Бунина.
Веду я как-то тренинг по бережливому производству. После обеда мы с группой начинаем новую тему — как искать потери . Тема важная, меня прёт. А слушатели на задних рядах засыпают. В голове мысль — «Как так! Это же так интересно». Вечером я подвожу итоги дня, понимаю, что надо что-то менять.
Вот что я придумал, чтобы слушатели не спали:
- делать встряску после перерыва,
- разбирать теорию на примерах слушателей,
- играть и делать упражнения,
- готовить план Б,
- наблюдать за собой и аудиторией.
Больше я не слышу храп на своих тренингах. Если вы без проблем держите внимание аудитории, то статья вам будет не интересна. Напишите в комментариях, как вам это удается.
Делайте встряску после перерыва

Оптимальное соотношение активности и отдыха связано с биоритмами и фазами сна. Доказано в исследованиях, Технологический Институт Хайфа, Израиль
Возьмем школу. Дети в школе отдыхают между уроков на переменах. Перемены помогают усвоить изученный материал, а телу размяться. Взрослым тоже нужно обрабатывать информацию — делайте перерывы по 20 минут каждые 1,5 – 2 часа.
Важен не только перерыв, но и то как правильно вернуться к тренингу. Если вернуться слишком резко, то можно потерять слушателя. Особенно после обеда.Чтобы вернуть внимание аудитории после перерыва, не переходите к теории сразу: расскажите шутку или историю из жизни. Если получится — сделайте групповое
упражнение. Или попросите каждого из группы рассказать, что они запомнили из теории до перерыва. Так вы вернете внимание слушателей к теме.
Группа возвращается с обеда. Следующий блок — «потери». Спрашиваю их, как прошёл обед и прошу рассказать про столовую. Спрашиваю, чем она отличается от Макдональдса. Почему в Макдональдсе такая система и как они к этому пришли? Подвожу группу к тому, что надо искать потери в процессах. После этого рассказываю теорию. Никто не спит — все любят поспорить по поводу Макдональдса.
Важно не только делать перерывы, но и правильно вернуться к работе. Для этого используйте обсуждения, упражнения или шутки. Если времени на перерывы нет, то делайте смысловые паузы — каждые 40 – 50 минут отступайте в сторону от основной темы.
Разбирайте теорию на примерах слушателей
Люди любят говорить о себе и своих проблемах. Если вы знаете, что слушатели сталкиваются с изучаемой темой на работе — не бойтесь об этом говорить. Сделайте это примером и постройте вокруг него дальнейший рассказ.
Мы изучаем с группой как сокращение времени переналадки влияет на оптимальный размер партии. Узнаю, какое оборудование они переналаживают чаще всего. «Пресс из пятого простаивает из-за переходов». Записываем на флипчарте данные для переходов и производительность пресса. Рассказываю, как посчитать оптимальную партию и что будет если сократим время переналадаки. Сразу делаем это и для «пресса из пятого».
Чтобы заинтересовать слушателей, разбирайте теорию на реальных примерах. Если у вас на тренинге слушатели из разных компаний, выберете пример из повседневной жизни. Например, как рассчитать оптимальную партию для приготовления пирожков или печати на принтере.
Играйте и делайте упражнения
Теория без практики — это трата времени. Но не всегда есть возможность пойти в реальный цех, поэтому на тренингах используйте игры и упражнения. Игры можно придумать самому или найти в интернете. Ещё я провожу курс для тренеров по бережливому производству. На сайте курса есть примеры и шаблоны игр.
Можно использовать не только игры по теории бережливого производства, но и «ледоколы» и «энерджайзеры». Это небольшие групповые упражнения, которые помогают взбодрить аудиторию. Примеры таких игр на сайтах trainingtechnology.ru и azps.ru. Эти игры подойдут не для каждой аудитории — в них много «мы команда» и «продайте мне ручку». Я выбираю самые нейтральные из них.
После перерыва говорю группе, что мы прошли сложную тему. Прошу каждого написать на листке вопрос тренеру по пройденному материалу. Собираю листки, слушатели думают, что сейчас я буду отвечать на вопросы. Вместо этого перемешиваю их, подхожу к каждому слушателю и говорю — тяните билет. Каждый должен ответить на доставшийся ему вопрос. Я помогаю слушателям во время ответа.
Добавьте в тренинг игры и упражнения. На один день тренинга я делаю одну игру на 30–50 минут, и упражнение на 10–15 минут после каждого перерыва. Если вы ограничены по времени заменяйте упражнения на примеры из жизни.
Готовьте план Б
Будьте готовы к проблемам во время тренинга: сломается проектор, перестанут писать маркеры, вам позвонят из налоговой или в дверь войдет Медведев. В такие паузы легко потерять внимание аудитории. Поэтому для вас это не должно быть сюрпризом. Держите в запасе небольшое задание, которые слушатели смогут выполнять самостоятельно. За это время вы измените план занятия под новую ситуацию. Ещё держите под рукой список «маст хэв» тем — очень полезно если вы не укладываетесь в отведенное время.
В перерыве ко мне подходит куратор группы и говорит, что занятий в пятницу не будет — к ним приезжает проверка из центрального офиса, перенести занятия тоже не получится. Тренер в шоке. Чтобы обдумать новый план даю группе задание — записать по пять примеров потерь каждого типа и придумать как их устранить. Группа увлечена на ближайшие 20 минут, а я могу исправить план занятий на сегодня и завтра.
Чтобы не потерять внимание аудитории в неожиданные перерывы, имейте в запасе задание на самостоятельное выполнение. Если вы забыли придумать такое задание или их лимит уже исчерпан — объявите кофе-брейк, но не оставляйте аудиторию смотреть как вы боретесь с проектором.
Наблюдайте за собой и аудиторией
Легко понять, что на вашем тренинге стало скучно — или неестественно тихо, или стоит гул от разговоров. Есть два способа. Первый — встать и молча смотреть на аудиторию, пока слушатели снова не вернутся к вам. Второй — хлопнуть по столу ладонью. Второй способ экстремальный и после него нужно продолжить лекцию, как будто ничего не произошло. Если вы начнете делать замечания тем кто отвлекся, то вас посчитают нервно больным.
Я использую первый способ — он работает всегда.
Проходил я предзащиту диссертации в институте. Я уже был тренером и автоматически использовал способ — замолчи и сверли взглядом аудиторию, если стоит гул. Здесь была не та ситуация, когда стоило бы так делать. Но когда профессора и доценты «загудели», сработала привычка. После выступления научный руководитель сказал, чтобы я так больше не делал, если не хочу проблем на защите. Зато я экспериментально убедился, что такой способ работает даже на ученых мужей.
Потерять внимание и «уснуть» может не только аудитория, но и вы сами. Старайтесь не входить в «автоматический режим», держите с аудиторией контакт. Если чувствуете, что не получается, то сделайте внеплановый перерыв и проветритесь.
Итоги
Я рассмотрел приемы, которыми я пользуюсь сам: после перерыва делайте встряску для аудитории, разбирайте теорию на реальных примерах, используйте упражнения и деловые игры, имейте под рукой план Б, следите за реакцией аудитории.
Минутка рекламы
Я провожу курс, посвящённый играм и упражнениям для тренингов по бережливому производству. В нём я собрал как свои разработки, так и общеизвестные игры. На курсе слушатели получают готовые шаблоны и рекомендации и делятся опытом с коллегами. Я рассказываю как с помощью игр удержать внимание аудитории.
Если вас заинтересовала тематика игр, но вам не подходит мой курс — ищите информацию в интернете. Самый большой ресурс, посвящённый играм – leansimulations.org. На сайте много описаний игр, но мало шаблонов и нет четкой структуры (не всегда понятно какая игра зачем нужна). Сайт полностью на английском языке.
Ещё в продаже можно найти наборы для проведения игр, однако их стоимость достаточно велика и каждый набор, обычно, объясняет только один аспект теории. Найти такие наборы можно на сайтах: leanproject.ru, leanshop.ru, leanmarket.ru (ссылка не работает — ВК, 14.07.2018), leanstore.ru (ссылка больше не работает — ВК, 19.03.2018).
Роман Бунин
Иллюстрации автора.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…