Периодически среди организаторов конкурса на Кубок им. А.К. Гастева поднимается старый вопрос — для кого и для чего нужно участие в конкурсе?
Поскольку за последние три недели я принял участие в двух первых аудитах этого года, то мне снова пришлось отвечать на этот вопрос. И вот что на данный момент я могу сказать.
Зачем участвовать в конкурсе
Первая и главная причина — завоевать Кубок и доказать всем, кому это интересно, что ваша компания дальше других продвинулась по пути, по которому Toyota бодро несётся в будущее уже более 50 лет. Если вы не столь амбициозны, или не столь подвержены симптому отличника, чтобы собирать все возможные награды, то есть аргумент, рассчитанный «не на чувства, а на разум».
Участники конкурса получают в свое распоряжение трех экспертов бережливого производства, от которых можно, при некотором желании, получить уйму рекомендаций на тему «что нам делать в этой ситуации». Сумма, которую участник конкурса платит за участие, чаще всего либо ниже либо сопоставима с ценой, которую придется заплатить за хорошую диагностику. Так почему бы не убить двух зайцев сразу — и рекомендации получить, и шанс на победу в конкурсе.
Какие рекомендации дают эксперты
Позволю себе процитировать кусок переписки с коллегой на эту тему:
«К примеру, я и сам знаю, что между тем и другим процессом нужен канбан — это и ежу понятно. И не нужно быть экспертом. а вот как его организовать при условии соблюдения всех стандартов? — этого не знаю. Вот и думаю, что визит эксперта мне не поможет, так как первое, что ему «упадет в глаз» уже давно крутиться в головах у всех «своих».»
На самом деле, это совершенно верное замечание. Имея три дня на изучение предприятия, очень сложно дать проработанные предложения для решения увиденных проблем, если только ты не видел готовое работающее решение и не посчитал возможным им поделиться «нахаляву». В других случаях рекомендации будут обобщенными или, иными словами, недетализированными. Ну как я могу вам сказать, что вам делать, если я лишь поверхностно ознакомился с вашими процессами?
Вот мой ответ:
«Это уже задача другого типа. Поиск подходящего решения требует тщательного анализа исходных условий, да и только. Если свои «знающие» не видят решения из-за замыленных глаз или неумения разложить проблему на запчасти — то внешний эксперт поможет. Тут надо не в формате «диагностики» а в формате мозгового штурма с экспертами работать. А в аудите эксперт работает как филин из анекдота про «станьте ежиками» — собственно, у него и нет возможности тактику прорабатывать.»
Таким образом, эксперты на самом деле могут дать рекомендации, но они лишь покажут направления дальнейших действий, но не готовые решения.
«Что делать» и «как делать» — экспертиза разных уровней
Позволю еще одну цитату из своего сообщения в переписке:
«Получается, аудит и диагностика отвечают на вопросы типа «что делать», а вопросы типа «как это сделать» — это не для аудита и точно не для диагностики, т.к. цель диагностики для консультанта- понять что делать, чтобы потом задорого продать объяснение «как делать»».
Цель аудита в конкурсе на Кубок им. А.К. Гастева у эксперта тоже может быть довольно замысловатая. Раньше я ездил посмотреть на примеры хороших реализаций, а заодно — понабивать руку в быстрой диагностике (набил, и руку, и глаз). Теперь, после более дюжины диагностик, эта цель уже отошла на второй план — есть просто желание пообщаться с коллегами, воспользовавшись поводом, ну и принести, всё-таки, некоторую пользу участникам в виде тех самых рекомендаций «что делать».
В любом случае, рассказывать «как это делать» — такой цели нет, да и реализовать её нет никакой возможности. Я помню коллег (да и сам страдаю тем же), которые щедро раздавали знания общего плана или конкретных ситуаций о том, с чем они сталкивались на аудитах/аттестациях, но предложить готовое решение можно, еще раз повторю, только если ты видел его в точно такой же ситуации у точно такой же (по отраслевой принадлежности и целевому клиенту) компании. Какова вероятность такого события? Исчезающе мала. Я бы сказал, близка к нулю.
Нужно ли участвовать в конкурсе?
Чтобы получить Кубок или рекомендации типа «что делать» — да, стоит попробовать. Чтобы получить рекомендации типа «как делать» — ни в коем случае! Наймите консультантов. Это будет эффективнее, хотя может быть и намного дороже. Причем, как обычно, я не настаиваю непременно на своей кандидатуре: не уверены, что я смогу вам помочь — так нанимайте других, тех, кто, по вашему мнению, знает «как делать». Это лучше, чем участвовать в конкурсе и разочароваться, если не получишь ни Кубка, ни ответов на свои вопросы.
Фотография с аттестации (аудита) компании «Сибур-Кстово».
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…