Маркес Браунли опубликовал на Youtube видеоинтервью с Илоном Маском в двух частях, вторая из которых представляет собой экскурсию по заводу Tesla.
В ходе экскурсии Илон много рассуждает об использовании роботов на производстве. Известно, что раньше он был большим сторонником полной автоматизации производства, но столкнулся с неизбежными проблемами, после чего его взгляд на проблему довольно ощутимо поменялся.
Об использовании роботов на сборке:
«Робота нужно снабжать сложной системой видения, а если эта система выходит из строя, робот перестаёт работать правильно»
Один из общих видов цеха:
Интересно, как в одном эпизоде, когда Маркес с Илоном спрашивают сборщиков на конвейере, не мешают ли они им, парень справа в кадре очень долго возится с развешенными на стойке деталями. Как будто они запутались или расположены в неправильном порядке.
Илон говорит о том, что численность персонала составляла раньше ок. 5000 человек, а сейчас только на заводе работает ок. 10000 человек. Для сведения — во втором квартале компания выпустила 53339 автомобилей трех марок — Tesla S, Tesla X и Tesla 3, что означает, что в среднем каждый человек за квартал сделал 5,3 автомобиля, или 1,7 автомобиля за месяц. Интересно сравнить с цифрами российских заводов, но сейчас у меня их нет под рукой. Определённо только то, что Автоваз делает больше автомобилей в штуках.
На заводе Tesla безусловно используются автоматические тележки для перемещения деталей и компонентов. Одну из таких Маркес с Илоном обсуждают в ходе сюжета. Тележка следует вдоль магнитной полосы и останавливается, если перед ней возникает препятствие. Простая и «скучная» автоматика, в отличие от чумовых роботизированных тележек из прошлого видеотура о производстве дымоходов. К чему это я? Не нужно покупать навороченных роботов, если работу могут выполнить простые роботы, не нужно покупать простые роботы, если ту же работу можно выполнить с помощью механизма без электроники, и не нужно покупать механизм, если работу можно возложить на гравитацию.
Чуть позже Илон демонстрирует, как робот останавливается, обнаружив перед собой своего хозяина. Правда, неуверенный шаг назад в последний момент Маск всё-таки делает.
«Есть много красивых роботов, но они постоянно ломаются. В этом проблема» — сказал Маск.
«Что касается конкуренции робота и человека, то дело в том, что на самом деле создавать что-то вручную более эффективно. Потому что если задействовать сложных роботов в непрерывном процессе производства, как у нас с моделью 3, требуется постоянное присутствие квалифицированных техников. Вдруг робот выйдет из строя. А если робот случайно ломается и повреждает крепление, это просто… Тогда вся линия останавливается, срабатывает тревога, мне звонят в два часа ночи и я лечу из Германии.»
Интересно, что в сюжете показали и «свадьбу», важную операцию в сборке автомобилей. В тесловском варианте это соединение кузова с аккумуляторной батареей. И в этой операции люди и роботы взаимодействуют, чтобы получить наилучший результат.
Кстати, не только роботы возят детали по цеху, а он, кстати, весь испещрён магнитными маршутами, но и обычные «молоковозы» с человеком за рулём — на кадре ниже видно, как человек на каре ждет, пока его дорогу пересечёт автоматическая тележка (она сразу за Маском).
Вспомогательная сборка выглядит так же, как и везде на современных заводах — куча тележек с подписанными коробками и контейнерами, и, естественно, тут работают люди. И гравитационные стеллажи тут тоже есть.
«Лучшая часть (деталь) — отсутствие части, а лучший процесс — отсутствие процесса. Порой конструктор просто считает, что деталь необходима, а на деле это не так».
На заводе так же, как и везде, используются стенды визуализации и табло. Причем иногда рядом, как на следующем кадре.
Маск рассказывает также о устранении минимизации возможных проблем, что мы назвали бы устранением потерь, на примере поворотного стола между двумя роботами, который часто ломается и таким образом создает проблему в производстве. Вот, кстати, кадр, где Маркес и Илон проходят под тем самым поворотным столом:
В общем, я бы сделал такой вывод: если бы наши отечественные мечтатели могли бы с такой же легкостью проверять свои фантазии, как это возможно на месте Илона Маска, они бы осознали, какая часть этих фантазий на самом деле реалистична. Роботы не заменят человека в производстве в ближайшем будущем, каким бы отлаженным это производство ни было.
«На самом деле создавать что-то вручную более эффективно (чем с помощью роботов — ВК)». Спасибо, Илон, за то, что ты озвучил эту мысль.
Видео с русским переводом можно посмотреть здесь:
Перевод сделан сайтом ElonM.ru. Перевод первой части интервью с Илоном Маском можно посмотреть здесь.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Андрей Молодцов says
Cпасибо за размещенный материал и комментарии! То, что демонстрирует отснятый материал и комментарии Маска, являет собой образец хорошего, но достаточно сырого автозавода, с большим числом современных решений, применяемых уже на большинстве автозаводов….включая некоторые, расположенные на территории России.
На что сдалал бы акцент руководитель завода, прошедшего период совершенствования всех процессов:
1) На школы мастерства и выделенные зоны тестирования мероприятий оптимизации, разбора инцидентов по качеству вне линии, в пределах каждого участка
2) На табло контроля темпа и результатов по качеству с первого предьявления, внутренних продаж конвейера складу готовой продукции
3) На выделенные зоны межсменных совещаний и разнообразие видов вовлечения сотрудников в процесс улучшения параметров участка/цеха
4) На соотношение роботов и управляемых тележек, а также на динамику сокращения проблем внутренней логистики и ее себестоимости
5) На планы каждого участка по совершенствованию — выявление «узких мест»
6) На организацию участков превышающих скорость конвейера (подсборка элементов, предкомплектование, и т.д… киттинг, пикинг..)
7) На результаты ТОиР в доступности и контроле % безостановочной работы оборудования
8) На работу по обеспечению конвейра комплектующими в режиме JIT/JIC, какие контрольные меры существуют для обеспечения непрерывного потока, раннего выявления брака и аварийные меры
Сырость всех процессов подтверждает и достаточно «мусорное» состояние всех складских участков и суета/пересечения средств внутренней логистики, и низкое оснащение вспомогательными устройствами зон сборки — только один столик с метизами/инструментом был виден на конвейере между кузовами….в то время как на развитом заводе таких элементов десятки, по каждому рабочему посту и даже в формате спецодежды (суппорта, мелкая оснастка, удобные ящечки/кармашки для экономии времени похода за компонентами/инструментом.). Также при движении по заводу не видно разделения на зоны перемещения людей и зоны движения внутреннего транспорта, они не отгорожены друг от друга, не выделены напольной разметкой. Очень небольшая часть движения НЗП организована на втором ярусе, в то время как на развитых производствах все движется именно там, там же происходит промежуточный контроль, создание межцеховых стоков, выравнивание линии по цветам и моделям, прочие вспомогательные функции.
В общем продемонстрированное производство Тесла уровня зрелости некоторых автопроизводств, локализованных в России, примерно 10 лет давности…состояния после 3-5 лет работы после полного запуска. Однако нужно признать и то, что оно значительно лучше того состояния, в котором находятся по сей день многие отечественные заводы.
Валерий Казарин says
Мне кажется, если бы Илон Маск рассказывал о планах совершенствования и школе мастерства, то интервьюер бы загнулся от тоски. Там есть что посмотреть, и Маск делает совершенно правильное дело — показывает то, на что можно посмотреть. Это же интервью для широкой публики, для неспециалистов. Я думаю, больше половины тех, кто его посмотрит, никогда не сможет побывать на сборочном конвейере настоящего автозавода, а этим людям интересно не то же самое, что и специалистам по совершенствованию производственной системы. 😉
В остальном… Производство на самом деле вызывает двойственное впечатление — с одной стороны «как круто…», а с другой «э, как же так-то?». 😉
Андрей Молодцов says
Смотря как рассказать) Уверен у Маска полулось бы интересно и занимательно на все темы. Тем не менее, это действительно только кусочки и по ним можно получать это двойственное впечатления не обладая виденьем всей картины…
Повторно посмотрел детальнее — пункт 6 реализован, пунк 2 просматривается, за пункт 7 говорит то что в кадр ни разу не попали сотрудники ТОиР…остальное оставим до последующих видео — идея их проводить сама по себе замечательная.
Вот сколько наших руководителей предприятий готовы такое организовать и выложить в сеть на всеобщее обозрение/обсуждение?!?