Значительные процедурные и технологические изменения, с которыми мне часто приходится встречаться в проектах, зачастую вызывают у вовлеченных в изменения людей множество вопросов, сомнений и опасений. Когда предприятие раздумывает об изменении ключевых процессов, руководители всегда проявляют осторожность, ведь очень легко разрушить существующее состояние, статус-кво, может быть и не самое лучшее, но всё еще работоспособное, и при этом не создать ничего стоящего взамен.
Каких бы вопросов это не касалось — изменения технологии производства, изменения логики управления, правил планирования, схемы логистики, распределения запасов в производстве, принципов, установленных много лет назад, всегда есть риски, что в ходе изменений мы столкнёмся с непреодолимыми сложностями, и тогда можно очень быстро оказаться «у разбитого корыта». Особенно если мосты уже сожжены и пути отступления к неудобному, но знакомому старому решению, отрезаны.
Что же делать в этом случае?
Почему страшно?
В ходе изменений, когда предлагается радикальное изменение процесса, люди думают примерно так:
«Сегодня я знаю, что и как мне делать, а завтра, когда всё станет по-другому, я вообще не представляю, что будет.
- Оно вообще работает?
- Как оно работает?
- А в наших условиях оно будет работать?
- А вот если случится (сложный клиент, отсутствие сырья, большой объем заказа, высокий уровень брака)? Мы с этим и так-то с трудом справляемся, а там что мы будем делать?»
Степень неопределённости будущего, которая представляется участникам процесса, оказывается значительно выше того уровня, к которому они приспособлены и готовы.
Пример первый
По дороге на работу в родном городе с помощью общественного транспорта вы сели не на тот автобус/троллейбус/электричку/линию метро и уехали в другую сторону.
Определённо результат поездки, когда вы вышли на остановке, оказался не таким, какой вы ожидали. Что можно сказать про такой уровень неопределённости?
Если вы ориентируетесь в родном городе не хуже среднестатистического человека, то вы пробубните себе под нос что-нибудь типа «Ёлки-палки, вот я дебил!», вспомните, каким образом из этого места можно добраться до вашей работы, и поедете туда на другом автобусе/троллейбусе/электричке/линии метро, раздосадовавшись на свою оплошность и раздумывая о том, что сказать начальнику.
Пример второй.
В отпуске за границей вы поехали в аэропорт на местном поезде, но ошиблись направлением и уехали в другую сторону.
Результат этой поездки тоже оказался не таким, какой вы ожидали. Что же стало с уровнем неопределённости?
Мой одноклассник в такой ситуации впал в лёгкую панику. Ведь он столкнулся сразу с несколькими факторами, которые сильно отличались от первого примера:
- он не может говорить на местном языке, а объясняться приходится на плохознакомом английском
- он не знает, как из этого места попасть в аэропорт
- он не знает, у кого попросить помощи, и как вообще в этой стране принято действовать в таких ситуациях — может тебя побъют за то, что ты пристаешь к проходим?
- нельзя позвонить пилоту самолёта и сказать «извини, я опаздываю», как он позвонил бы начальнику, если бы опаздывал на работу. Самолёт улетит без него и его семьи независимо от того, успеет он на рейс или нет
- он вообще не знает, успеет ли он к самолёту даже в том случае, если ему помогут сориентироваться, или нет.
Пример третий
В отпуске за границей вас привозят в гостиницу, которая находится в малонаселённой местности, далеко от аэропорта. Гостиница не ахти какая, но альтернатив нет. При регистрации нужно заплатить за проживание и тут оказывается, что здесь не принимают банковские карты. У вас есть наличные, которыми можно расплатиться, но если их потратить, то у вас останется денег условно только на чай и пару булочек. На вопрос «есть ли здесь где-то поблизости банкоматы» вам говорят, что ближайший банкомат находится в отделении банка в городке, который расположен дальше по дороге, километрах в трех отсюда.
Это явно мало похоже на то, что вы ожидали по приезду. Как можно оценить этот уровень неопределённости? Почти катастрофический для обычного обывателя.
- гостиница дурацкая
- ресторана в ней нет
- в соседние забегаловки страшно заходить, т.к. там слишком грязно по вашему мнению
- других гостиниц поблизости нет
- если заселяться, то придется отдать все наличные деньги
- на что жить следующую неделю?
- удастся ли дойти до соседнего города?
- не опасно ли тут ходить пешком?
- не опасно ли тут ходить пешком после заката солнца, а дело идёт к тому
- не ограбят ли местные туристов прямо у банкомата
- примет ли банкомат мою карту
- работает ли вообще в это время банкомат
- как спросить дорогу, если собъешься с пути
- тут вообще кроме как в гостинице хоть кто-то понимает по-английски, не говоря уже о русском?
Разделяй и властвуй
Поговорка про слона, которого нужно есть по частям, здесь становится описанием самой уместной тактики борьбы с неопределённостью и сложностью ситуации.
Если изменения кажутся вам слишком радикальными, нужно попробовать сформировать перечень отдельных причин, которые вызывают неуверенность, как в примерах выше. Это может быть довольно длинный список, и люди любят делиться тем, что их волнует, но зачастую, если выжать всю воду из жалоб и стонов, то оказывается, что количество факторов, вызывающих ощущение высокой неопределённости, достаточно ограничено и их список не бесконечен.
Если вы начнёте размышлять о каждом таком факторе по-отдельности, то вряд ли он покажется вам ужасным. С чем-то справиться сложнее, с чем-то легче, но наверняка вы сможете придумать по одной-две идеи, что с этим делать. Просто на время надо забыть о том, что весь список составляет кошмарные пять (или семьдесят пять) пунктов.
Представив, что проблема неопределённости и сопротивления заключается только в этой одной причине, вы формулируете идеи, что с этой причиной можно сделать, чтобы она вам больше не мешала, потом повторяете работу со следующей, следующей и следующей, и у вас получается список идей, что не помешало бы сделать.
Исчезла ли неопределённость? Если вы окинете взглядом весь список причин вашего волнения, вряд ли вы решите, что вам удалось справиться с неопределённостью полностью. Хотя такой вариант и возможен.
Чаще всего люди думают: «ну, хорошо, мы примерно знаем, что делать с тем и этим, но глобально это не изменит ситуацию».
Теперь пора переходить к следующему шагу.
Кавалерийскими наскоками на регулярное войско
Среди ваших идей наверняка есть несколько таких, которые можно реализовать сразу, ничто не держит осуществление такого плана.
Если это так — можно браться за дело.
«Зачем, проблема с неопределённостью ведь не исчезнет!?»
Да. Но вы устраните несколько отдельных факторов, которые мешают вам чувствовать себя увереннее в предстоящих изменениях.
Ведь каждая идея была придумана, чтобы «убить» одну маленькую причину, верно? Значит, реализуя эти идеи, вы избавляетесь от некоторого количества причин неуверенности и неопределённости.
Первый результат
Стало ли легче? Если идеи были нацелены на то, чтобы устранить причины ожидаемых проблем, а не просто «замаскировать их, как будто ничего и не было», то вы определённо должны почувствовать облегчение.
Например, во втором примере вам всё равно нужно выбираться из неизвестного места, несмотря на то, успеете вы на самолёт или нет. И если вы нашли полицейского и попросили его помощи, то вы:
а) точно не нарушите никаких местных законов;
б) наверняка получите помощь (случай «оборотней в погонах» опустим, чтобы не уходить слишком далеко от темы).
Хотите об этом поговорить?
Устранение нескольких, может быть малозначимых причин, в любом случае упростит ситуацию. И все наверняка почувствуют, что градус неопределённости снизился. В такой ситуации некоторые участники процесса изменений начнут выходит из состояния внутренней паники и начнут предлагать новые идеи о том, что можно сделать с оставшимися причинами проблемы.
Иногда, просто задумавшись над вопросом «а нужно ли сразу избавиться от всей проблемы целиком и навсегда» вы приходите к выводу, что большую часть времени вы готовы мириться с неудобствами, и тогда окажется, что изменения можно вносить не глобально «раз и всё», а постепенно, поступательно, да еще иногда и в безопасных условиях, когда нет риска нечаянно «спалить мосты для отступления».
Шаг за шагом, до тех пор, пока вас не устроит конечный результат
Каждое следующее реализованное решение будет приближать вас к идеалу результата. Но совсем не обязательно дойти до него. В реальной жизни часто оказывается, что неидеальное, но недорогое и быстрое решение, становится более выгодным, чем идеальное, но отдалённое по времени реализации и дорогостоящее решение.
В конце-концов, в какой-то момент вы можете сказать: «ага, нам этого достаточно», и остановиться. Но интересно, что чаще всего вы получите возможность добраться до своей цели, а иногда еще и продвинуться дальше, т.к. окажется, что находясь в исходной ситуации высокой неопределённости, нервного напряжения и неуверенности, вы не заметили много дополнительных возможностей, которыми можно воспользоваться уже на завершающих стадиях процесса изменений.
Пара примеров
Пример 1. Изменение планирования
Частая причина сопротивления при изменении системы планирования звучит так: «мы не можем работать по-новому со всеми видами заказов, которые у нас есть». Это может быть как объективная, так и субъективная оценка, но в основе её лежит неверный постулат о том, что планирование должно быть одинаковым для всех видов заказов.
Если вы скажете себе «ничто не мешает нам планировать обычные заказы новым образом, а необычные обрабатывать так же, как и прежде», то вы сразу увидите возможность сделать большой шаг к изменению системы планирования.
Пример 2. Опасность изменений в сезон высокой загрузки
Так же часто можно услышать: «мы не можем ничего менять сейчас, потому что у нас завал заказов, а в межсезонье мы и так справляемся».
Если вы отделите необходимость что-то менять «для того, чтобы в сезон пикового спроса успевать» от необходимости осуществлять изменения «здесь и сейчас», то вы увидите, что изменения можно осуществить «в несезон», отладить новую систему работы, а потом спокойно вступать в новый пиковый спрос с уже хорошо работающей новой системой.
Пример 3. Сокращение сроков производства
Если вам нужно во что бы то ни было сократить сроки производства, но у вас есть продукты, которые при любых изменениях производственного процесса требуют более продолжительных сроков выполнения работ, это может блокировать любые попытки что-то изменить в производственном процессе.
Подвох том, что вы исходите из традиционной парадигмы единых сроков, в которой живут многие предприятия. Считается, что заказчик должен получить в один и то же срок любое изделие, которое производится предприятием.
Если вы отделите возможность делать часть изделий быстрее от желания обещать по каждому изделию один и тот же срок производства, то проблем с сокращением сроков производства не останется: «быстрые» продукты вы будете изготавливать за укороченное время, а на «сложные» начнете требовать даже больше времени, чем раньше, но при этом перестанете обманывать клиентов и опаздывать с поставками.
Кому это может быть интересно
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…