Денис Демахин, практик-развиватель и автор большого множества сатиричных иллюстраций на темы совершенствования бизнеса, выпустил сборник статей из блога в ЖивомЖурнале под названием «Неэффективный менеджер».
Официальная аннотация
«Я хотел написать книгу, от которой не засыпаешь. Такую, в которой не надо несколько раз перечитывать абзац, чтобы его понять. Такую, читая которую, создаётся ощущение громного разговора о менеджменте за кружечкой пива в баре. С эмоциональной жестикуляцией и матами. Книга содержит сниженную, нецензурную лексику, т.к. я решил, что некоторые моменты смягчать — только портить.»
Какое-то странное название у этой книги
Название книги — это просто антоним термина «эффективный менеджер», которым в последнее время принято характеризовать определённый типаж руководителей. Это руководитель, который стремиться к демонстративно высоким результатам своей работы. При этом по факту под большими цифрами прячется стагнация или, что еще хуже, деградация системы управления.
«Неэффективный менеджер» — это такой руководитель, который делает правильные вещи несмотря на наличие или отсутствие ярких и красочных результатов.
Первый типаж описывает карьеристов, которые нацелены на выдачу быстрого результата, получение бонуса и побег в другую компанию (пока то, что они сделали не начнёт рассыпаться на глазах удивлённой публики). Второй типаж — это «стайеры», которые работают на долгосрочный результат даже несмотря на то, что в текущем моменте могут возникать провалы и падение результатов.
Что в книге
Книга состоит из четырех частей.
Первая часть, «»Директор» от слова «направлять»», описывает то, с чем будет сталкиваться руководитель, или «неэффективный менеджер» при внедрении серьёзных изменений в компании.
Вторая часть, «Принципы», посвящена описанию семи смертных грехов управления и дополнена главами о культуре порицания, манипулятивном менеджменте и о плохих парадигмах руководителя, которые снижают эффективность системы управления.
Третья часть, «Методы совершенствования», являет собой краткий обзор некоторых принципов и методов бережливого производства. Большая её часть посвящена 5S а так же вопросам документирования и стандартизации.
Четвертая часть, «Как это всё происходит на практике» является сборником нескольких кейсов попыток улучшений, удачных и не очень, с которыми автор столкнулся в своей практике.
Впечатления от книги
Книга вызывает множество разных впечатлений. С одной стороны, очень импонирует откровенный тон изложения и прямолинейность в рекомендациях.
«Наконец, если сотрудник пришел сознаться в каком-то косяке, и вы его уволили, то не думайте, что подали другим сигнал не косячить. Вы показали всем, что ни в коем случае нельзя сознаваться».
В классической бизнес-литературе редко встретишь такой способ аргументации. И приличное количество цитат, которые я вынес из этой книги — это подобные яркие высказывания, которые помогают основательнее закрепить ту или иную мысль в голове читателя.
Как образец хорошо проделанной работы над ошибками понравилась глава 25 с разбором примеров «плохого 5S». По крайней мере, с описаниями примеров стоит ознакомиться, потому что в разборе есть очень глубокие мысли на тему «почему так не нужно» и «почему нужно делать по-другому». Может быть не все примеры удачны сами по себе, но анализ интересен.
С другой стороны, книга не создаёт впечатление единого целого — некоторые главы написаны «сильнее», некоторые провисают. Некоторые советы вызывают желание поаплодировать и крикнуть «браво, бис!», а другие выглядят достаточно спорными. Ничего удивительного, если мы вспомним то, что автор написал на обложке: «Книга сделана из блога в ЖЖ». Блог или дневник по определению не пишется как единое целое, и каждый отдельный кусок является размышлением «здесь и сейчас». Причем моменты этих размышлений могут отстоять друг от друг на месяцы и годы. А за это время автор мог получить новый опыт, переосмыслить некоторые идеи или подтвердить на своём примере правоту высказывания «с возрастом мы теряем ярость» одного из героев фильма «Бой с тенью 2».
В целом же книга стоит потраченного на неё времени — она полна интересных примеров и мыслей. И даже если вы не согласны со всеми из них, то внутренний спор с автором точно даст дополнительный импульс вашим знаниям о том, как совершенствовать производственные системы и бизнес в целом.
Рекомендации
Я бы рекомендовал эту книгу в первую очередь тем, кто участвует в проектах изменений и совершенствований бизнес-процессов, производственных процессов. Рекомендую её тем, кто чувствует нехватку собственного опыта и ищет ответы на сотни вопросов типа «как же мне это сделать?» Заранее хочу предупредить: читайте, берите на карандаш, но не верьте автору безоговорочно, ведь главный совет автор вынес в подзаголовок книги: «Думать головой при развитии предприятий».
Надеюсь через несколько лет прочитать вторую часть, более стройную в содержании, но не менее яркую в изложении.
Где купить
В электронном виде книга доступна в лин-магазине.
В бумажном виде её можно приобрести у автора (с автографом), на Озоне, на ЛитРесе и в издательстве Ридеро.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…