Что это такое — выравнивание? Что такое хейдзунка и как ею пользоваться?
Одна из главных проблем любого производства, да и любого процесса оказания услуг — неравномерность спроса. Сегодня клиенты хотят одно, завтра — другое, и хорошо, если на одной производственной линии можно делать летом бутылка для минералки, а зимой — елочные украшения, только таких линий в реальной жизни не бывает.
Выравнивание, или то, что японцы называют хейдзунка, это ряд подходов, которые нацелены на сглаживание «неровностей спроса». Для чего? Для того, чтобы ключевые ресурсы, которые, собственно, используются для удовлетворения спроса, были загружены более равномерно. В производстве это чаще всего несколько видов оборудования, в сфере услуг — это специалисты определенного профиля, т.е. люди. То же самое может касаться задач выравнивания использования финансов или определенных видов сырья или расходных материалов.
В России словом «хейдзунка» так же называют инструмент, с помощью которого осуществляется выравнивание спроса. Самый известный его вид — ящик хейдзунка, с которым вся Россия познакомилась благодаря иллюстрированному глоссарию Марчвински и Шука.
На самом деле, сам по себе ящик с карточками никакого выравнивания добиться не позволяет, это понятно. Если вы производите только елочные украшения, то деваться некуда — спрос в ноябре-декабре будет все равно в сотни раз выше спроса летом, и в тысячи — выше спроса в феврале-марте.
Кроме хейдзунки в таких случаях конечно же приходится делать запас на складе к пику сезонного спроса.
Сам ящик хейдзунка помогает выравнивать производство, если речь идет о колебаниях спроса на отдельные виды продукции — скажем, одну неделю больше покупают шариковые ручки, а в другую — перьевые… В этом случае загрузка производства шариковых и перьевых ручек распределяется таким образом, чтобы каждую неделю производилось приблизительно одно и то же количество ручек и того и другого вида.
Как это происходит? Для начала определяется усредненный уровень спроса за достаточно большой период времени. Это нужно для того, чтобы сгладить отдельные всплески спроса. Иногда при анализе самые большие пики спроса вообще исключаются. Далее плановик рассчитывает, сколько в среднем единиц продукции приобретается, скажем, за неделю. Таким образом, формируется усредненный план работы на неделю и под производство каждого вида продукции выделяются слоты времени. Учитывается время перехода производства с одного вида продукции на другой — время переналадки. Суммарно время всех слотов и время всех переналадок показывает среднюю загрузку производства. Далее запускается система приема заказов, в виде отдельных заказов, канбанов или как-либо еще… В моей практике такую систему выравнивания совмещали с планированием производства в системе класса MRP-II.
Поступающие заказы распределяются по имеющимся слотам времени. Если какой-то заказ уже не помещается в выделенный слот времени, он переносится на следующий плановый период, в нашем случае — на следующую неделю. Обычно заказы не попадают в производство сразу после их оформления — такова правда жизни. Проходит какое-то время, часы или даже дни, прежде чем до конкретного заказа дойдет очередь и его начнут выполнять. Наличие такое очереди и позволяет заполнять «пустые слоты» недостающими заказами… Ведь они, если верить статистике, все равно должны поступать, и скорее всего просто задерживаются…
Таким образом, производство получает равномерную загрузку в соответствии с тем «общим планом», который есть у компании. Понятно, что объем фактических заказов на самом деле будет отличаться от «планируемых» и тогда выравнивание будет не такой уж простой задачей. Поэтому одной из задач планировщика является определение того момента, когда отклонение поступающих заказов от плана становятся настолько большими, что их уже не обработать с помощью существующей схемы выравнивания, не вписать в выделенные слоты времени. Тогда нужно изменить схему выравнивания, поменять размеры слотов для каждого из видов продукции, чтобы снова стабилизировать, выровнять загрузку производства.
Звучит просто, но на практике очень сложно поймать тот момент, когда потребительский спрос меняется существенным образом.
В следующий раз я расскажу, как можно применять выравнивание в непроизводственной сфере.
Вот здесь и здесь приведена история о том, как мы применяли хейдзунку для планирования непериодических работ.
Фото взято из архивов google с сайта lssacademy.com.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…