Если вы задумывались о том, как определить, какого уровня эффективности удалось достичь вашему предприятию, если вы знаете, что такое бенчмаркинг и насколько сложно сопоставлять результаты деятельности двух предприятий даже из одной отрасли, не говоря уже о разных сферах деятельности, то книга «20 ключей к совершенствованию бизнеса» может оказаться неожиданным источником ответов.
Что такое «20 ключей»? Это система управления, принятая на предприятиях Mitsubishi. На русском эту методику назвали аббревиатурой с трудно запоминаемой расшифровкой — ППРПП — практическая программа революционных преобразований на предприятиях.
В книге описываются все 20 компонентов, но не в виде методики их применения, а скорее в виде описаний 5 уровней «развития» для каждого из 20 компонентов.
Что это за компоненты?
- Упорядочение (то, что мы привыкли называть 5S — ВК).
- Совершенствование вертикальной структуры управления. Управление по целям.
- Командная работа. Деятельность малых групп.
- Сокращение запасов незавершенной продукции (сокращение продолжительности производственного цикла).
- Технология быстрой переналадки оборудования.
- Усовершенствование производственных операций (сокращение продолжительность производственного цикла).
- Производство без постоянного присмотра.
- Промежуточные накопители между смежными организационно-технологическими участками.
- Техническое обслуживание оборудования.
- Регламент труда и отдыха.
- Система обеспечения качества.
- Помощь поставщикам в повышении эффективности производственной системы.
- Устранение непроизводительных затрат с помощью карты «горных сокровищ».
- Создание благоприятных условий для самостоятельной работы по усовершенствованию
- Совмещение профессий.
- Управление производственно-технологическими процессами.
- Управление повышением производительности труда.
- Компьютеризация и автоматизация.
- Энерго- и ресурсосбережение.
- Характеристические и новые технологии.
Самое ценное в книге, это то, что автор смог для каждого из пяти уровней развития определить достаточно простые и интуитивно понятные критерии оценки, которые можно легко применить к любому предприятию чтобы оценить, насколько далеко оно продвинулось по пути повышения собственной эффективности.
Возьмем, к примеру, пункт 15. Совмещение профессий.
- Первый уровень развития в этом компоненте характеризуется фразой «никто и не помышляет о совмещении профессий». Все очень просто и понятно.
- Второй уровень — идет (то есть, не завершено) обучение смежным профессиям внутри подразделений.
- Третий уровень — обучение смежным профессиям внутри основных подразделений завершено. Т.е. в каждом подразделении сотрудники становятся универсальными — они могут делать любую работу внутри своего подразделения. Основные подразделения — это те, которые собственно и производят продукт или услугу, которую продает предприятие.
- Четвертый уровень — идет обучение несмежным профессиям в основных подразделениях, т.е. люди учатся тем работам, которые выполняются не в их подразделении, а у коллег — в смежных подразделениях. Одновременно начинается обучение смежным профессиям внутри обслуживающих подразделений, т.е. тех, которые не заняты в основном процессе производства продукта или оказания услуги (например, в ремонтной службе, в бухгалтерии,…)
- Пятый уровень — нет вообще никаких препятствий переходу человека из одного подразделения в любое другое. Предприятие может мобильно перемещать человеческие ресурсы в зависимости от целей и задач, от спроса на рынке и т.д.
Как можно видеть, в описаниях уровней нет отраслевой специфики, любое предприятие может применить к себе эти критерии и установить степень собственного развития. И определив ситуацию по каждому из 20 ключей можно легко ставить задачи по внутреннему развитию — какие направления развивать сейчас, чем заняться чуть позже.
Очень показательно то, что методика взята на вооружение клубом бенчмаркинга «Деловое совершенство», а книга издана при поддержке Всероссийской Организации Качества.
Очень хотелось бы, чтобы знания, изложенные в книге, были доступны максимальному количеству предприятий, чтобы они могли видеть и понимать свои зоны развития.
Книга рекомендуется всем, кто занимается стратегическим планированием и развитием компаний.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…