Попалось снова видео про замену колес в Формуле 1, и по ссылка вышел на видеозапись тренировок команды Mercedes AMG. Очень интересно, т.к. можно за 5 минут увидеть не меньше дюжины повторов с разных точек действий разных механиков и оценить всю красоту этой процедуры
Сначала опишу, кто из 22 человек что делает в этом процессе:
- Поднимает подъемником задний край машины, чтобы освободить от нагрузки колеса
- Устанавливает новое заднее правое колесо
- Ждет наготове с огнетушителем на случай возникновения воспламенения
- Отвинчивает и завинчивает центральную гайку заднего правого колеса
- Снимает старое заднее правое колесо
- Удерживает машину, чтобы она не накренилась вправо и не помешала снимать и надевать правые колеса
- Устанавливает новое переднее правое колесо
- Отвинчивает и завинчивает центральную гайку переднего правого колеса
- Снимает старое переднее правое колесо
- Регулирует угол атаки правой части переднего антикрыла
- Поднимает на подъемник передний край машины, следит, чтобы все остальные закончили свою работу, после этого опускает машину и убирает подъемник
- Ждет наготове с запасным передним подъемником
- Наблюдает за всем процессом. Когда включается в процесс не очень понятно, возможно именно он дает сигнал пилоту о начале движения, по записи не видно
- Регулирует угол атаки левой части переднего антикрыла
- Снимает старое переднее левое колесо
- Отвинчивает и завинчивает центральную гайку переднего левого колеса
- Устанавливает новое переднее левое колесо
- Удерживает машину, чтобы она не накренилась вправо влево и не помешала снимать и надевать левые колеса
- Снимает старое переднее левое колесо
- Отвинчивает и завинчивает центральную гайку переднего левого колеса
- Устанавливает новое переднее левое колесо
- Ждет наготове с запасным задним подъемником
Что еще можно увидеть в этом примере?
Стандартизация
- Все одинаковые функции выполняются одинаковыми инструментами.
- Все рабочие места гайковертчиков оснащены одинаковыми гайковертами и одинаковыми ковриками под коленями
- Оба передних подъемника одинаковые
- Оба задних подъемника одинаковые
- Даже если угол атаки переднего антикрыла при замене колес не меняется, оба отвечающих за эту работу парня все равно находятся на месте, наготове
Визуализация
Два парня, которые могут давать пилоту команду на движение, имеют визуально отличающиеся костюмы
Два парня, которые снимают старые передние колеса имеют на рукаве (№9 на правой руке, №15 на левой руке) таблички, которые служат пилоту ориентиром для определения места, в котором машина займет точно необходимую позицию. Года 4 тому назад для этого пробовали использовать лазерные целеуказатели и компьютерную систему расчета скорости торможения.
Для контроля качества работы пилота у всех парней с гайковертами перед колесом сделана разметка с шкалой с 10-сантиметровыми метками, на которой видно, «попал» ли пилот в нужную точку рандеву с гайковертами, или не попал.
Предотвращение ошибок
Все колеса помечаются еще при производстве, чтобы нельзя было спутать левые с правыми, передние с задними, колеса Себастьяна Феттеля с колесами Кими Райкконена, и вместо мягких шин поставить дождевые (это отмечается вообще цветом надписей на колесах и тип шин виден любому зрителю, если только он не дальтоник).
Лишнего инструмента на площадке нет.
По ключевым угрозам предприняты превентивные меры (парень с огнетушителем, два парня с запасными подъемниками).
Технические улучшения
Парень №11 стоит прямо на пути движения машины. И если он сначала опускает машину с подъемника, а потом отпрыгивает в сторону, утаскивая с собой подъемник, пилот теряет драгоценное время. Подъемник сконструирован так, что после того, как парень №11 поднимает на него машину, он может уйти с линии движения машины в бок, в один ряд с парнями №№1-10, и сохранять контроль над подъемом машины. Когда все заканчивается, он опускает рычагом на ручке машину и выдергивает подъемник из под машины, направляя сам подъемник круговым движением вокруг себя. На кадре внизу видно это движение в средней фазе, а как это происходит целиком — можно увидеть на видеозаписи, и видно, что такая схема позволяет быстрее освободить путь разгоняющейся машине.
Вот видео:
http://www.youtube.com/watch?v=FzOdmKYpIeU
Вряд ли они читали Ленина, но действуют в точности по его заветам: «Учиться, учиться и еще раз учиться».
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Konstantyn says
Религия тут не причем 😉
«он может уйти с линии движения машины в бог»
Валерий Казарин says
Исправлено 😉