Переводить с иностранного языка тексты, построенные на игре слов — занятие непростое. Тем не менее, предлагаю вашему вниманию перевод статьи Джима Бенсона (автора книги Personal Kanban) «Responsbility beats Accountability«.
Для тех, кто «не в курсе», оба слова, «responsibility» и «accounability» переводятся на русский в общем случае одинаково — ответственность. Но в первом случае смысл слова ближе к ответственности, которую проявляет добросовестный человек, а во втором — к ответственности, которую несёт виновный человек.
Добросовестность побеждает виновность
Почему инициатива лучше чем следы вины
«Нам нужно привлечь людей к ответственности»
Я предлагаю вам просто посмотреть на это высказывание в течение минуты. Я слышу его в каждой организации, с которой мы работаем. Каждый. Божий. День.
Посмотрите на высказывание.
Теперь задумайтесь на мгновение, почему бы вы это сказали?
Давайте.
Что такое ответственность-виновность
У нас есть несколько оправданий, которые мы путаем с причиной высказывания о «привлечении людей к ответственности».
- Мы хотим быть уверены, что работа будет сделана.
- Мы хотим быть уверены, что люди, которым поручена эта работа, выполнили порученные им действия.
- Мы хотим знать, к кому идти, если что-то пошло не так.
Все три «причины» на самом деле являются реакциями на сбои в вашем процессе. Это эмоциональные, упрощенные реакции. У вас, вашей команды и вашей организация просто есть грязная система, которая требует заранее определить крайнего, стрелочника, виновного за неизбежные, заранее предопределённые отказы.
Чаще всего такой вид ответственности делает отдельных лиц виновниками командного провала. Поток информации недостаточен, мы не знаем в режиме реального времени как выполняется работа, люди перегружены, поставленные задачи не решаются и вы обвиняете их за это.
Вы назначаете виновного. Это модель выталкивания.
Ответственность — это вина.
Ответственность в смысле виновность — это антишаблон. Это накладные расходы. Это признак того, что ваша система спроектирована не лучшим способом.
Что такое ответственность-добросовестность
С дугой стороны у нас есть добросовестность. Это то, чего мы хотим. Но мы согласны с виновностью, потому что мы слишком заняты «работой», вместо того чтобы построить добросовестно разделяемый процесс. Или мы каким-то образом убедили себя, что процесс — это работа кого-то другого.
Отвественность-добросовестность — это когда люди не только понимают, какие задачи они взяли на себя, но и понимают, что делают их коллеги, и как им можно помочь. Отвественность-добросовестность — это когда все члены вашей команды знают, что они должны делать, и они это делают.
В модели ответственности-добросовестности, когда что-то идёт не так, люди идентифицируют проблему, а затем решают ее. Чаще всего проблемы решаемы (сбои в коммуникациях, более эффективные способы работы, устранение временных узких мест). Проблемы быстро обнаруживаются и решаются, а не скрываются из-за страха оказаться виноватым. Работа выполняется без страха перед личной расправой и люди берут на себя отвественность за события.
Люди принимают добросовестность. Это вытягивающая модель.
Добросовестность — это профессионализм.
Добросовестность — это здорово. Она снижает накладные расходы. Ее наличие — признак того, что ваши процессы были хорошо спроектированы.
Ваше задание на эту неделю
Изучите состояние дел и обсудите с коллегами, где ваша система отдаёт предпочтение вине, а не профессионализму.
Где вы мешаете вашим профессионалам делать их работу? Где вы встраиваете страх или опасения в систему? Насколько перегружены ваши люди? Вины за какое последнее действие можно было избежать? Сколько времени тратится на избегание вины?
Источник
Оригинал статьи на английском можно прочитать здесь, потом вы сможете написать мне, насколько много я накосячил с переводом, и где именно.
Как всегда при переводе таких текстов я руководствуюсь в первую очередь точностью передачи смысла, а уж потом (насколько это возможно) стараюсь сохранить простоту изложения.
Кому это может быть интересно
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…
Кирилл Зубарев says
На самом деле «полномочия» и «подотчетность». Немного другие коннотации. В идеале — одно и то же, чего мы пытаемся добиться в своей декомпозиции.