Вы знаете, что начались аудиты участников конкурса 2020 года? Снова, как и уже много лет, на предприятия-участники приезжают команды экспертов, оценивают состояние дел и выносят оценку — кто насколько продвинулся, кто круче, кто бодрее.
Вчера имел беседу с одним из участников команды организаторов о принципах оценки, и хотел бы поделиться некоторыми мыслями на эту тему.
Идеальная модель — основа любого конкурса
В любом соревновании или конкурсе для сравнения участников нужно определить систему оценок.
Например, в легкой атлетике это время, необходимое для преодоления дистанции, высота в прыжка в высоту или с шестом, длина в прыжках в длину и так далее.
В шахматах критерием оценки являетс баланс побед и поражений участников соревнования, независимо от того, турнирная система, олимпийская, или речь идет о матче один-на-один.
Но там все просто — одна цифра и один итог.
В бизнесе нет «одной цифры». Можно было бы сказать «прибыль — это наша одна цифра», но не всем нужна эта самая прибыль, не все бизнесы норовят вырвать у конкурента глаз, чтобы победить в борьбе за прибыль.
Так и в конкурсе на тему «кто в России самый бережливый». В нем нет единой цифры результата, типа «92,7% от Тойоты», такого критерия просто нет.
Но, тем не менее, компании хотят помериться своими силами, даже несмотря на то, что одни из них частные. другие — государственные, одни — маленькие. другие — отраслеобразующие. И те и эти хотят понять, кто из них всех самый «бережливый».
Ну, если нет одной цифры, давайте измерим много цифр, сложим их по какой-нибудь формуле и получим результат.
Так и действует любой конкурс. Например, премия Сигео Синго — Shingo Prize имеет набор критериев, по которым оцениваются участники конкурса, и тот из участников, который набирает максимальное количество баллов, и побеждает.
Но что такое это самое максимальное количество баллов? Достижимый максимум в любой конкурсной оценке — это степень соответствия участника некоей модели, заложенной в системе оценки.
Я называю это «идеальная модель», потому что для того, чтобы победить в конкурсе, предприятие в идеале должно соответствовать всем заявленным критериям, тогда оно будет «идеальным» с точки зрения системы оценки, заложенной в этом конкурсе.
Например, если мы учитываем в конкурсе наличие описаний потоков создания ценности — карт потоков, и даем высший балл тем предприятиям, которые имеют карты всех потоков, причем в текущем, будущем и идеальном состоянии, то сам факт такого определения оценки означает, что мы считаем, что в идеале предприятие должно иметь карты всех своих потоков с перспективой на короткий и длинный отрезок времени.
И если у предприятия есть такие карты, то оно может претендовать на звание идеального, по крайней мере в этой части. А если таких карт нет — значит оно точно неидеальное.
Проблема сравнения разных предприятий из разных отраслей и сфер деятельности заключается в том, что сложно выработать достаточное большое количество общих критериев, которым должны соответствовать идеальные предприятия. Колл-центр, дизайнерское бюро, детский сад, адвокатское агентство, металлургический комбинат — все имеют свои «лучшие практики» в своей сфере деятельности. И такие лучшие отраслевые образцы могут сильно отличаться по модели бизнеса друг от друга.
Однако, когда мы говорим «ребята, у нас есть способ сравнить вас всех», эта фраза означает так же и «ребята, мы точно знаем, какими вы все должны стать, чтобы победить», и это предполагает наличие единой мерки, по которой можно всех измерить.
Так есть единая цель, или её нет?
Я склонен думать о том, что единой цели для всех бизнесов нет. Вряд ли она существует даже в бесконечно далекой перспективе развития человечества. Я имею в виду, что когда говорят «вот, человечество изменится, мы все поймем общие ценности и будем существовать во благо всего человечества, никто не будет тянуть одеяло на себя», или «мы должны забыть о единых ценностях, общей ценностью может быть только благо одного конкретного человека, и дальше интересы разных людей сами сбалансируются «рынком» в равновесную систему», то такие идеалы остаются недостижимыми просто из-за того, что существует бесчисленное множество внешних воздействующих на человечество факторов. Ковид-19 — только один пример.
Но если нет единой цели, можно ли тогда как-то соревноваться? Можно ли сказать, кто круче — Тайгер Вудс, Сирена Уильямс, Айртон Сенна или Иван Поддубный? Или нужно просто оставить вопрос «кто круче» тем, кто еще не вышел из возраста измерения крутизны, и заняться более полезными делами?