Не так давно я проводил вводный тренинг по бережливому производству для предприятия, которое производит мебель на заказ. И в ходе обучения рассказывал, в том числе, и преимущества потока единичных изделий, после чего слушатели сказали: мы делаем продукцию на заказ, у нас штучное производство и есть поток единичных изделий. Но по факту оказалось не совсем так.
Конечно, каждый заказ у них единичный, и нет полостью одинаковых наборов шкафов, тумбочек, ящиков, полок, фасадов и так далее.
И каждая из деталей обрабатывается на станке вне партии, и каждый раз станок так или иначе перенастраивается на новую деталь.
Но достаточно ли этого, чтобы назвать производственный процесс потоком единичных изделий? Оказывается нет.
Чтобы переместить детали от рабочего центра к рабочему центру в производстве используются те самые европаллеты, о которых я недавно писал, и ручные гидравлические тележки, которые часто называют рохлями (потому что один из самых распространенных производителей имел звучное название Rocla).
Естественно, никто не будет гонять рохлю и паллету с одной деталью — их накапливают определенное количество, которое обычно ограничено одним заказом и одним маршрутом производства, и только после этого везут к следующему станку.
Такой набор деталей называют транспортной партией. И если она включает больше, чем одну деталь, то процесс фактически перестает быть «потоком единичных изделий». В этом случае мы видим вид обработки, который называется в переводе с английского «партиями и очередями». И если размер партии на станке — всегда одна деталь, то это только потому, что переналадка осуществляется «на лету». При этом наличие неединичных транспортных партий говорит о том, что имеются проблемы с организацией потока.
Часто эта проблема называется «триста лет тому назад мы работали крупными партиями» — станки были другими, их настраивали на партионную обработку, и эти партии одинаковых деталей двигались от станка к станку с помощью транспортных механизмов и техники. Потом технология изменилась, ассортимент расширился, а частота повторения одинаковых изделий резко уменьшилась, но «традиции сильны», и станки всё так же ставятся весьма далеко друг от друга, детали перевозятся партиями «кратно паллеты», а вокруг рабочих центров формируют зоны хранения размером в десятки паллет.
Интересный вывод можно предложить, если задуматься о том, как устранить эту устоявшуюся практику и не дать ей после этого вернуться обратно.
Надо резко сократить занимаемые производственные площади. Например, сконцентрировать производство отдельных семейств продуктов на площади в два-три раза меньшей, чем сейчас. Попытка решить эту задачу вынудит избавиться от больших промежуточных запасов, внутрецеховая логистика изменится, и вы обнаружите, что площади-то можно сократить и значительно серьёзнее — раз в пять-десять.
И вот тогда вы и придёте к потоку единичных изделий, потому что производство партиями и очередями уже нельзя будет разместить в таком стесненном пространстве.
Кому это может быть интересно
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…