Банальные истины иногда проявляются вполне себе небанальными способами. Пример касается выражения «хочешь изменить мир — начни с себя». В одном проекте я прямо-таки увидел необходимость применить это на практике. Правда не к себе, а к коллеге. Почему ж не к себе? Да потому что именно коллега норовил поменять мир, но сам вносил неслабую лепту в его сохранность в первозданном состоянии.
Ситуация
Мы проводили обучение рабочего выполнению одной определённой операции. Коллега, человек, который несёт ответственность за все обучения в своей компании, старательно показывал, что и как делать. что и как не делать, и так далее. Не совсем по процедурам Job Instruction из TWI, поскольку он не знаком с ними подробно, но, по крайней мере, старательно прорабатывал всё, что знал.
Результат эксперимента (пилотного) был не ахти — рабочий после нескольких попыток всё же смог выполнить правильно операцию. Однако я не почувствовал уверенность, что он сможет сделать то же самое в процессе выполнения своей обычной работы.
Наставник вносил в отсутствие у меня уверенности свой весомый вклад. Он несколько раз говорил: «да, этим рабочим вообще наплевать на эту работу, вот мы его отпустим, а он будет делать всё по-прежнему, как привык, а не так, как надо»,
Обычно я в таких случаях киваю и соглашаюсь. Потому что так ведь на самом деле всё и происходит. Но когда я прокручивал всю ситуацию в голове поздно вечером, пришел к интересному выводу. Неудача, или, точнее, неполная удача с результатом эксперимента, у меня связалась вдруг с фразой невольного наставника: «да им вообще наплевать…».
Выводы
Да, так и есть, рабочим часто наплевать, как именно выполнять работу. Но опытный наставник должен думать не о том, что ему достались плохие ученики, а о том, как из этих учеников сделать лучших рабочих. Если обычный подход не работает — надо что-то менять. Если люди не реагируют на один мотиватор — надо предлагать другой. Ведь «только безумец делая одно и то же одним и тем же способом, надеется получать каждый раз новый результат».
Лозунг TWI таков: «если ученик не научился, значит учитель не научил». И никак иначе. Ученик может быть «бестолковым», вредным, медлительным, ленивым и так далее. Но хороший учитель найдёт способ справиться со всем этим. Плохой же скажет «да, у нас люди плохие, вот если бы мы жили в…, тогда бы всё было по-другому».
В двух словах о TWI
Обучение новой рабочей операции лучше всего происходит, если вы используете методику «Рабочий инструктаж» из программы TWI. Вот подборка статей сайта на эту тему.
Кому это может быть интересно
Узнать, кто эти люди…