Банальные истины иногда проявляются вполне себе небанальными способами. Пример касается выражения «хочешь изменить мир — начни с себя». В одном проекте я прямо-таки увидел необходимость применить это на практике. Правда не к себе, а к коллеге. Почему ж не к себе? Да потому что именно коллега норовил поменять мир, но сам вносил неслабую лепту в его сохранность в первозданном состоянии.
![](https://wkazarin.ru/wp-content/uploads/2021/09/trainer.jpg)
Ситуация
Мы проводили обучение рабочего выполнению одной определённой операции. Коллега, человек, который несёт ответственность за все обучения в своей компании, старательно показывал, что и как делать. что и как не делать, и так далее. Не совсем по процедурам Job Instruction из TWI, поскольку он не знаком с ними подробно, но, по крайней мере, старательно прорабатывал всё, что знал.
Результат эксперимента (пилотного) был не ахти — рабочий после нескольких попыток всё же смог выполнить правильно операцию. Однако я не почувствовал уверенность, что он сможет сделать то же самое в процессе выполнения своей обычной работы.
Наставник вносил в отсутствие у меня уверенности свой весомый вклад. Он несколько раз говорил: «да, этим рабочим вообще наплевать на эту работу, вот мы его отпустим, а он будет делать всё по-прежнему, как привык, а не так, как надо»,
Обычно я в таких случаях киваю и соглашаюсь. Потому что так ведь на самом деле всё и происходит. Но когда я прокручивал всю ситуацию в голове поздно вечером, пришел к интересному выводу. Неудача, или, точнее, неполная удача с результатом эксперимента, у меня связалась вдруг с фразой невольного наставника: «да им вообще наплевать…».
Выводы
Да, так и есть, рабочим часто наплевать, как именно выполнять работу. Но опытный наставник должен думать не о том, что ему достались плохие ученики, а о том, как из этих учеников сделать лучших рабочих. Если обычный подход не работает — надо что-то менять. Если люди не реагируют на один мотиватор — надо предлагать другой. Ведь «только безумец делая одно и то же одним и тем же способом, надеется получать каждый раз новый результат».
Лозунг TWI таков: «если ученик не научился, значит учитель не научил». И никак иначе. Ученик может быть «бестолковым», вредным, медлительным, ленивым и так далее. Но хороший учитель найдёт способ справиться со всем этим. Плохой же скажет «да, у нас люди плохие, вот если бы мы жили в…, тогда бы всё было по-другому».
В двух словах о TWI
Обучение новой рабочей операции лучше всего происходит, если вы используете методику «Рабочий инструктаж» из программы TWI. Вот подборка статей сайта на эту тему.
Кому это может быть интересно
![PressFoto_5959641-Medium](https://wkazarin.ru/wp-content/uploads/2015/04/PressFoto_5959641-Medium-150x150.jpg)
![PressFoto_1251001-Medium](https://wkazarin.ru/wp-content/uploads/2015/02/PressFoto_1251001-Medium-150x150.jpg)
![PressFoto_725833-Medium](https://wkazarin.ru/wp-content/uploads/2015/01/PressFoto_725833-Medium-150x150.jpg)
Узнать, кто эти люди…